УШАКОВА Татьяна Николаевна (р. 1930 г.) - российский
психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии, психологии
речи, психолингвистики. Д-р психологических наук (1971), профессор (1980), чл.-кор. АПН СССР (1990), чл.-кор.
РАО (1992). С 1993 г.
– гл. ред. организованного ею журнала "Иностранная психология".
Закончила психологическое отделение философского фак-та
МГУ (1953). Заведует лабораторией психологии речи Института психологии РАН (с
1981). У. разработана общая психологическая теория генезиса и функционирования
речи, согласно которой способность человека говорить и воспринимать речь имеет
два корня - природный и социальный. Генетически заданная
тенденция выражать вовне, "экстериоризировать" впечатления и состояния
психики, составляет природное основание речи и выражается у младенца в
спонтанных голосовых проявлениях, у детей - в речевой игре, словотворчестве,
эгоцентрической речи, у взрослых - в потребности "выговориться" при
эмоциональном возбуждении, обсуждать волнующие данного человека темы и др. С
другой стороны, когнитивное развитие ребенка осуществляется под влиянием
внешних воздействий, включая и окружающих его людей. Взрослые,
подсказывая ребенку слова и побуждая повторять их, фактически дают ему удобные
для имитации звукодвижения, способствующие прояснению смутных состояний его
сознания. Предлагаемый ребенку словесный материал оказывает влияние на
структурирование его психики. Введение слова в функционирование психики
младенца становится основой формирования в его НС особого функционального
органа - механизма внутренней речи, обеспечивающего фиксирование материала,
необходимого человеку для владения языком. Механизм внутренней речи взрослого
человека имеет иерархическую организацию, обеспечивающую фиксацию: 1) слов и их
элементов (лексики языка), 2) "вербальных сетей", "семантических
полей" (словесных ассоциаций), 3) правил сочетания слов (грамматики), 4)
правил построения связной контекстно обусловленной речи (текстов в широком
смысле, включая устную речь в ситуации общения. "Экстериоризация"
разнообразных состояний сознания человека, как результат функционирования
внутреннего речевого механизма, обусловливает сложносоставную семантику
слышимой речи, включающей в себя: 1) знание говорящего о мире, 2) различные
речевые формы, отражающие функционирование внутреннего речевого механизма, 3)
речевые воздействия, направленные на организацию общения, в котором партнеры
реализуют свои намерения и цели. Глубинное психологическое содержание
речи в каждом из выделенных аспектов легло в основу создания метода
"интент-анализа" речи. В прикладном плане этот метод использован для
анализа конфликтных политических дискуссий. Эмпирически установленная и
теоретически обоснованная сущностная, по происхождению, связь речи с психологическими
состояниями и особенностями человека, приводит к выводу о возможности на основе
речевой продукции исследовать психологические характеристики говорящего, что
является базовым моментом для разработки проблем речевой диагностики. Наряду с исследовательской, У. ведет большую преподавательскую
работу. Соавтор ряда учебников, вышедших под ред. В.Н. Дружинина: «Современная психология», (1999); «Психология», (2001);
«Когнитивная психология», (2002, соред. Д.В. Ушаков).
Автор трудов: «Функциональные структуры второй сигнальной системы. У. также
автор книг: «Психофизиологические механизмы речи, М.,1979; «Речь человека в
общении», М., 1989, в соавт; «Ведение политических дискуссий. Психологический
анализ конфликтных выступлений», М., 1995, в соавт.; «Слово в действии», М.,
2000, в соавт.; «Детская речь: психолингвистические исследования» (ред. и
соавт., 2002).
В.А.
Кольцова