УШАКОВА Татьяна Николаевна (р. 1930 г.) - российский психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии, психологии речи, психолингвистики. Д-р психологических наук (1971), профессор (1980), чл.-кор. АПН СССР (1990), чл.-кор. РАО (1992). С 1993 г. – гл. ред. организованного ею журнала "Иностранная психология". Закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ (1953). Заведует лабораторией психологии речи Института психологии РАН (с 1981). У. разработана общая психологическая теория генезиса и функционирования речи, согласно которой способность человека говорить и воспринимать речь имеет два корня - природный и социальный. Генетически заданная тенденция выражать вовне, "экстериоризировать" впечатления и состояния психики, составляет природное основание речи и выражается у младенца в спонтанных голосовых проявлениях, у детей - в речевой игре, словотворчестве, эгоцентрической речи, у взрослых - в потребности "выговориться" при эмоциональном возбуждении, обсуждать волнующие данного человека темы и др. С другой стороны, когнитивное развитие ребенка осуществляется под влиянием внешних воздействий, включая и окружающих его людей. Взрослые, подсказывая ребенку слова и побуждая повторять их, фактически дают ему удобные для имитации звукодвижения, способствующие прояснению смутных состояний его сознания. Предлагаемый ребенку словесный материал оказывает влияние на структурирование его психики. Введение слова в функционирование психики младенца становится основой формирования в его НС особого функционального органа - механизма внутренней речи, обеспечивающего фиксирование материала, необходимого человеку для владения языком. Механизм внутренней речи взрослого человека имеет иерархическую организацию, обеспечивающую фиксацию: 1) слов и их элементов (лексики языка), 2) "вербальных сетей", "семантических полей" (словесных ассоциаций), 3) правил сочетания слов (грамматики), 4) правил построения связной контекстно обусловленной речи (текстов в широком смысле, включая устную речь в ситуации общения. "Экстериоризация" разнообразных состояний сознания человека, как результат функционирования внутреннего речевого механизма, обусловливает сложносоставную семантику слышимой речи, включающей в себя: 1) знание говорящего о мире, 2) различные речевые формы, отражающие функционирование внутреннего речевого механизма, 3) речевые воздействия, направленные на организацию общения, в котором партнеры реализуют свои намерения и цели. Глубинное психологическое содержание речи в каждом из выделенных аспектов легло в основу создания метода "интент-анализа" речи. В прикладном плане этот метод использован для анализа конфликтных политических дискуссий. Эмпирически установленная и теоретически обоснованная сущностная, по происхождению, связь речи с психологическими состояниями и особенностями человека, приводит к выводу о возможности на основе речевой продукции исследовать психологические характеристики говорящего, что является базовым моментом для разработки проблем речевой диагностики. Наряду с исследовательской, У. ведет большую преподавательскую работу. Соавтор ряда учебников, вышедших под ред. В.Н. Дружинина: «Современная психология», (1999); «Психология», (2001); «Когнитивная психология», (2002, соред. Д.В. Ушаков). Автор трудов: «Функциональные структуры второй сигнальной системы. У. также автор книг: «Психофизиологические механизмы речи, М.,1979; «Речь человека в общении», М., 1989, в соавт; «Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений», М., 1995, в соавт.; «Слово в действии», М., 2000, в соавт.; «Детская речь: психолингвистические исследования» (ред. и соавт., 2002).

В.А. Кольцова