УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824 – 1870) - выдающийся педагог, основоположник российской научной педагогики и педагогической психологии. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1844). С 1846 по 1849 г. – профессор Демидовского лицея в Ярославле. Был обвинен в неблагонадежности, ушел в отставку и служил в канцелярии департамента иностранных дел (1850-1854). Одновременно сотрудничал в журнале «Современник» (1852-1854) и «Библиотеке для чтения» (1854-1855). В 1954 г. возвращается к преподавательской деятельности в Гатчинском сиротском ин-те, в 1855-1859 гг. – зав учебной частью ин-та. В 1859 г. был назначен инспектором Смольного ин-та, где реформировал учебный процесс: ввел новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по естественно - научным дисциплинам. После политического доноса в 1862 г. вынужден был оставить Смольный и до 1867 г. жил за границей, в основном в Швейцарии, изучал постановку школьного дела и женское образование. В педагогической теории У. основополагающей была идея народности, свободная от национальной ограниченности. Воспитание он рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, что, по У., означало изучение его физических и психических особенностей, т.е. использование антропологического подхода. У. разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения ("Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", 1868-1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией У. считал "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Большое внимание он уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности. Ведущую роль в этом он отводил учителю, а в формировании его личности большую роль отводил литературе и системе специальной подготовки учителей. Основные труды У. изданы как «Собрание сочинений», т.1-11, М.-Л., 1948-1952; «Избранные педагогические сочинения», т.1-2, М., 1974.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский