УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824 – 1870) - выдающийся педагог,
основоположник российской научной педагогики и педагогической психологии.
Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1844). С
1846 по 1849 г.
– профессор Демидовского лицея в Ярославле. Был обвинен в неблагонадежности,
ушел в отставку и служил в канцелярии департамента иностранных дел (1850-1854).
Одновременно сотрудничал в журнале «Современник» (1852-1854) и «Библиотеке для
чтения» (1854-1855). В 1954 г.
возвращается к преподавательской деятельности в
Гатчинском сиротском ин-те, в 1855-1859 гг. – зав учебной частью ин-та. В 1859 г. был назначен
инспектором Смольного ин-та, где реформировал учебный процесс: ввел новый
учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных
уроков и опытов по естественно - научным дисциплинам. После политического
доноса в 1862 г.
вынужден был оставить Смольный и до 1867 г. жил за границей, в основном в
Швейцарии, изучал постановку школьного дела и женское образование. В
педагогической теории У. основополагающей была идея народности, свободная от
национальной ограниченности. Воспитание он рассматривал как «создание истории».
Предметом воспитания является человек, что, по У., означало изучение его
физических и психических особенностей, т.е. использование антропологического
подхода. У. разработал систему идей, направленную на
всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе
воспитывающего обучения ("Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", 1868-1869). В этой
системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества
человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой.
Фундаментальной категорией У. считал "полурефлексы", к которым
относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории
позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий
соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным
рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря
им ребенок приобретает способности, которых он не имел
от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек,
в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая
привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную
систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями
жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически
человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа
ее полноценного формирования. У. утвердил в русской дидактике принцип единства
обучения и воспитания. Большое внимание он уделял развитию психики в различные
возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с
решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации
воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и
умственных "параметров" его жизнедеятельности. Ведущую роль в этом он
отводил учителю, а в формировании его личности большую роль отводил литературе
и системе специальной подготовки учителей. Основные труды У. изданы как
«Собрание сочинений», т.1-11,
М.-Л., 1948-1952; «Избранные педагогические сочинения»,
т.1-2, М.,
1974.
Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский