УСПЕНСКИЙ Петp Демьянович
(1887 - 1947) -российский философ, психолог, писатель. Получил математическое
образование. Увлекался эзотерическими учениями. Твоpческий
путь У. включает три периода. Первый - до 1915 г., когда наряду с
издательской деятельностью он занимался исследованиями
"таинственного", разработкой проблемы "расширения сознания"
и "формирования" нового знания" о мире. Уже в этот период
проблема синтеза философского и естественнонаучного знания с мистическим
"опытом" становится одной из центральных в его творчестве. В книге
"Четвертое измерение" связывается старое сокровенное знание и данные
точной науки (1909). Своеобразной попыткой синтезировать современную науку и
восточную философию стала книга У. "Tertium Organum” («Ключ к загадкам
мира», 1911), где представлен опыт универсальной логики, обсуждаются проблемы
пространства и времени. Стена, воздвигнутая европейской философией между
внутренним миром человека и внешним миром, отступает перед опытом расширенного
сознания, включающего все новые области "мира в себе" в сферу знания.
Эти идеи находят свое отражение и в других работах этого периода («У последней
черты», 1912; «Символы Таро», 1912; «Внутренний круг», 1913). Поездка на Восток
и в Индию упрочила мировоззренческие позиции У. и стала импульсом для их
дальнейшего развития. Второй период творчества У. (1915-1924) ознаменован
знакомством с Г.И. Гурджиевым, что определило дальнейшую
судьбу учения У. Три года он занимался в группах Гурджиева техниками
изменения состояний сознания, после чего начинает разработку собственного
рационального подхода к сущности развития, саморазвития или совершенствования
человека. В 1920 г.
У. эмигрирует в Константинополь, а затем в Лондон. Взгляды Гурджиева он
раскрывает в книге "В поисках чудесного" (на англ. яз. - 1943, в рус пер. - 1992). В 1931г. в Лондоне выходит книга У.
"Новая модель Вселенной" (в рус. пер. 1993), представляющая собой своеобразную энциклопедию
физических, естественнонаучных, философских, психологических и оккультных
знаний. Цикл лекций У. "Психология возможной эволюции человека"
выходит сначала на английском (1937) и позднее на русском языке (1990). В 1938 г. У. создает в Лондоне
Истоpико-психологическое общество. В 1941-1947 гг.
работает в США. Основные психологические идеи У. излагает в свете своего учения
о возможной эволюции человека. Под эволюцией он понимал раскрытие собственными
усилиями человека имманентных качеств и черт, обычно остающихся неразвитыми. По
У., человек не знает самого себя. Он - машина, автомат, обладающий запасом
прошлого опыта и энергии, но при определенных условиях может перестать
ею быть. Одним из условий развития человека является осознание себя.
Всего У. выделяет четыре состояния сознания: сон, бодрствование, самосознание и
объективное сознание, однако реально человек живет только в двух состояниях.
Самоизучение должно начинаться с освоения семи функций «человеческой машины»:
мышления (или интеллекта), чувств (или эмоций), инстинктивной (всей внутренней
работы организма), двигательной (в пространстве), сексуальной, высшей
эмоциональной и высшей умственной ("Функции могут существовать без
сознания, и сознание может существовать без функций"). В трудах У.
раскрыта тесная взаимосвязь разных форм общественного сознания, органическое
взаимопроникновение религиозной, философской, художественно-этической и научной
мысли. Он предпринял попытку изучения вселенских законов и адаптации их к
европейскому менталитету через междисциплинарный синтез и системный подход в
психологии. Достоинством его работ является стремление системно осмыслить
психологическое знание на макро- и микро уровнях. Основной акцент он делал на
исследовании и развитии духовных структур, как главного фактора выживания и
эволюции человечества.
М.М.
Анисимова