Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 -
1950) - грузинский психолог и философ, один из основоположников психологической
науки в Грузии, создатель психологической школы установки. Д-р философии
(1909), профессор. Д. чл. АН ГССР со дня ее основания (1941), чл. Президиума
общественных наук Академии. Организатор и директор Института психологии АН ГССР
(1941-1950), названный в 1950
г. его именем. Засл. деятель науки Грузии (1946). За
участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии.
Образование по философии получил в Лейпцигском ун-те (1909), где занимался у В.
Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Г.
Лейбница, получил пермию, в 1909
г. защитил докт. дис. на тему "Метафизическое
мировоззрение В. Соловьева". В 1913 г. экстерном окончил
историко-филологический фак-т Харьковского ун-та.
Профессиональную научную и преподавательскую деятельность начал в 1910 г. Создал первую в
Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке (1915). Был одним из
организаторов Тбилисского Государственного ун-та (1918), где заведовал
созданной им кафедрой психологии и психологической лабораторией (1918-1950). В 1927 г. по его инициативе
было организовано Общество психологов Грузии. Создал кафедры психологии и
руководил ими в педагогических институтах г. Кутаиси
(1932-1940) и г. Сухуми (1938-1940). В годы ВОВ работал при госпитале в
реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 г. – возглавил
организованный им ин-т психологии АН ГССР, которым руководил до последних дней
своей жизни. У. - автор широко известной общепсихологической теории установки,
объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности,
а также закономерности социального поведения человека. Предпосылкой его теории
был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г.
Лейбница. При этом психологию трактовал как науку о целостной духовной
личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер. В
1920-е гг. разработал основы общепсихологического учения об установке (термин
введен немецким психологом Л. Ланге в 1888 г.), которое
отчасти противопоставлялось психоаналитической концепции бессознательного
психического. Установка понималась им как целостное психическое состояние
готовности субъекта к осуществлению определенного поведения. Она возникает на
основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает
способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав
простую и эффективную экспериментальную модель изучения установки (метод
фиксированной установки), У. вместе с сотрудниками выявил целый ряд
существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств
установки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность,
иррадиированность и др.). На этой основе им была построена установочная
типология личности. В работах У. раскрыта и обоснована целостно-личностная
природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и
протекания. У.- автор многочисленных исследований в различных областях
психологии. Им выполнены теоретико-экспериментальные исследования, посвященные
вопросам мышления, речи, внимания, воли. Особое внимание он уделял
исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений. В
сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии.
Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической
психологии, зоопсихологии. Внес существенный вклад в развитие философской и
педагогической мысли Грузии. У. автор трудов: «Анри Бергсон», 1920; «Основы
экспериментальной психологии», 1934; «К психологии установки», 1938; «Общая
психология», 1940; «Психология ребенка», 1947; «Экспериментальные основы
психологии установки», 1949; «Психологические исследования», М., 1966; «Труды»,
т 1-6, Тб., 1966-67 (на груз. яз).
И.В. Имедадзе, И.М. Кондаков