ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875 -
1961) - швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из основателей и
лидеров международного психоаналитического движения. Создатель аналитической
психологии. Образование получил в Базельском ун-те, окончив медицинский фак-т (лиценциат медицины, 1900; д-р медицины, 1902). Был
избран поч. д-ром ун-та Кларка (1909), Фордхэмского (1920) и Калькуттского
(1938) ун-тов; поч. д-ром наук Гарвардского (1936), Оксфордского (1938) и др.
ун-тов. Профессор медицинской психологии ун-тов в Цюрихе (1933-1941) и Базеле
(1944-1961). Лауреат литературной премии г. Цюриха
(1932). Был избран Почетным представителем Германского медицинского общества
психотерапии (1930) и Президентом Международного медицинского общества
психотерапии (1933). В 1948 в Цюрихе был открыт Институт Юнга. С 1955 издается
"Журнал аналитической психологии". С 1958 действует Международная
ассоциация аналитической психологии. Почетный гражданин г.
Кюснахта (1960). После окончания Базельского ун-та, где специализировался по
внутренним болезням и психиатрии Ю. работал в психиатрической клинике
Бургхельцли (Цюрих ) под руководством проф. Э. Блейера
(1900-1905). С 1905 по 1909 был гл. врачом этой клиники. Разработал технику
свободных ассоциаций, превратив ее в один их основных методов психиатрического
исследования. В 1902 защитил дис. "К психологии и патологии так называемых
оккультных феноменов". В 1902-1907 стажировался по психологии под
руководством П. Жане (Париж). В 1904 организовал в клинике экспериментальную лабораторию,
в которой разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1903-1904
совместно с коллегами (Э. Блейлером, К. А. Абрахамом, М. Эйтингоном и др.)
заинтересовался психоанализом З. Фрейда. Начал практиковать психоаналитическую
терапию. Первой психоаналитической пациенткой Ю. была С. Н. Шпильрейн,
впоследствии ставшая видным психоаналитиком. В 1905-1913 Ю. - приват-доцент
медицинского факультета Цюрихского ун-та. В 1906 перешел на позиции
психоанализа. В 1907 познакомился с З. Фрейдом и основал общество З. Фрейда в
Цюрихе. В 1908 участвовал в работе 1-го Международного психоаналитического
конгресса в Зальцбурге. С 1909 в течении 5 лет был
редактором «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований»,
издававшегося Э. Блейлером и З. Фрейдом. В 1909 по приглашению С. Холла
совместно с З. Фрейдом и др. посетил США, где читал психоаналитически
ориентированные лекции по ассоциативной диагностике и конфликтам детской души в
ун-те Кларка (Вустер, близ Бостона). Вместе с З. Фрейдом был удостоен почетного
титула "доктора обоих прав". В 1911 по предложению З. Фрейда был
избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации (МПА) и
оставался на этом посту до 1914. Активно разрабатывал собственные версии
исследуемых проблем. Еще в начале века создал метод ассоциаций. От испытуемого
требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом;
заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое
повторение расценивалось как "индикатор комплекса", т.е.
свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. Ассоциативный
метод был доведен им до уровня фундаментального метода психологического
исследования. В 1906-1910 разработал основы учения о комплексах, в т. ч. и
комплексе Электры. Эти идеи использовались и развивались в
учениях З. Фрейда, А. Адлера и др. В 1911 проявились серьезные теоретические
разногласия с З. Фрейдом, особо обострившиеся после выхода книги
"Метаморфозы и символы либидо" (1912), в которой Ю. отверг
сексуальную интерпретацию либидо З. Фрейдом, предложил понимание либидо как
психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и
архетипов. В 1913 порвал с З. Фрейдом и интенсифицировал разработку
собственных психологических воззрений, которые составили основу созданной им
аналитической психологии - одного из наиболее представительных течений
глубинной психологии. В работе "Структуры
бессознательного" (1916) развил представление о существовании в психике
человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя
коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие
первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.) среди
которых центральная роль, принадлежит архетипу "самости" (das Selbst)
- потенциальному ядру личности. Считал, что архетипы лежат в основе
мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т.д. В 1921 в
книге "Психологические типы" изложил разработанную им типологию
характеров, основанную на критерии направленности субъекта на внешний или
внутренний мир (экстравертивной или интровертивной установке) и доминировании
определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды,
ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, алхимию, психические
расстройства, культуру и др. Стремился подкрепить свои теоретические изыскания
эмпирическими исследованиями. В этих целях совершил
ряд путешествий и экспедиций, в т.ч. в 1924-1925 к индейцам Пуэбло в Аризону и
Нью-Мехико (США) и в 1925-1926 к Элгонам (Восточная Африка) и др. Значительное
внимание уделял разработке концепции личности, в т.ч. вопросам ее становления,
структуры и самореализации, понимание которых частично изложил в работах
"Отношение между Я и бессознательным" (1928) , "Об энергетике
души" (1928), "Проблемы души нашего времени" (1931) и др.
Активно занимался психотерапевтической практикой. В качестве основной задачи
психотерапии выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями
и системами психики. Опубликовал ряд книг по различным проблемам психологии:
"Психология и религия" (1940) , "О психологии
бессознательного" (1943) , "Психология и алхимия" (1944) ,
"Психология и воспитание" (1946) и др. В качестве основного
содержания психической жизни человека принимал процесс "индивидуации"
- стремление личности к полному воплощению своих возможностей. Считал, что его
аналитическая психология может быть понята как учение, психотерапия и
своеобразный "путь освобождения" людей. Оказал влияние на становление
и развитие психоанализа и др. направлений глубинной психологии, психологию,
социологию, философию, эстетику и культурологию. Основные труды Ю.: “Gesammelte Werke”. Bd. 1-17. Z.,
1958-1976; “Memories, dreams, reflections”, N. Y., 1961; “Man and his simbols”,
N. Y., 1964 и др. В рус.
пер.: «Психоз и его содержание», СПб., 1909;
«Психологические типы», М., 1924; «Избранные труды по аналитической
психологии», т. 1-4., 1929-1939; «Архетип и символ», М., 1991; «Феномен духа в
искусстве и науке», М., 1992; «О психологии восточных религий и философий», М.,
1994; «Аналитическая психология: Прошлое и настоящее», М., 1995; «Психология
переноса», М., 1997; «Психология бессознательного», М., 1998; «Работы по
психиатрии. Психоанализ умственнвх расстройств», М., 2000 и др.
В.И. Овчаренко