ВАЦУРО Эразм Григорьевич (1907 - 1967) - российский физиолог, психолог, д-p биологических наук ( 1946), профессор. Учился в Военно-Медицинской Академии в Ленинграде, работал под руководством И.П. Павлова и Л. Орбели в Павловской лаборатории условных рефлексов в академии. После окончания Ленинградского медицинского института (1936) был зачислен на должность научного сотрудника биологической станции в Колтушах; с 1937 г. – зав. лабораторией приматов; работал в Институте эволюционной физиологии АН СССР; в отделе сравнительной физиологии Института Экспериментальной медицины АМН СССР. Основное направление научной деятельности В. - изучение высшей нервной деятельности животных, прежде всего антропоидов. При решении этой проблемы опирался на учение Павлова о высшей нервной деятельности. Им был установлен ряд специфических закономерностей ВНД антропоидов («Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе)», 1948; «Исследование высшей нервной деятельности человекообразных обезьян», 1957). Полученный материал о развитии психики антропоидов показал ограниченность их интеллекта. Изучение сложных форм ВНД животных различного филогенетического уровня позволило выявить не только общие их закономерности, но и раскрыть свойственные животным разного уровня нервной организации специфические закономерности, обусловленные особенностями эволюционного развития и экологическими факторами («Очерк эволюции нервной деятельности», в соавт., 1964). Изучал условно-рефлекторные реакции на отношения у животных, находящихся на различных уровнях эволюционного развития (слон, высшие и низшие обезьяны), и у детей разного возраста (раннего школьного и дошкольного), как в норме, так и в патологии. Установил, что абсолютное преобладание рефлекса на отношение над рефлексом на конкретные признаки, четко проявляющееся у нормальных детей в возрасте 10-11 лет, не наблюдается у детей-олигофренов даже в возрасте 15-16 лет при ярко выраженном доминировании у них рефлекса на конкретные признаки раздражителей. Обнаружено внешнее сходство реакции животных и реакций детей раннего дошкольного возраста, и в то же время их обусловленность различными физиологическими механизмами («Сравнительное изучение рефлекса на отношение у нормальных детей и у олигофренов» / Вопросы психологии, 1959). Исследовал также физиологические основы отражения и развитие их в процессе эволюции, ориентировочный и исследовательский рефлексы и их развитие в онто- и филогенезе.

В.А. Кольцова