ВАЦУРО Эразм Григорьевич (1907 -
1967) - российский физиолог, психолог, д-p биологических наук ( 1946),
профессор. Учился в Военно-Медицинской Академии в Ленинграде, работал под
руководством И.П. Павлова и Л. Орбели в Павловской лаборатории условных рефлексов
в академии. После окончания Ленинградского медицинского института (1936) был
зачислен на должность научного сотрудника биологической станции в Колтушах; с
1937 г. – зав. лабораторией приматов; работал в Институте эволюционной
физиологии АН СССР; в отделе сравнительной физиологии Института
Экспериментальной медицины АМН СССР. Основное направление научной деятельности
В. - изучение высшей нервной деятельности животных, прежде всего антропоидов.
При решении этой проблемы опирался на учение Павлова о высшей нервной
деятельности. Им был установлен ряд специфических закономерностей ВНД
антропоидов («Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе)»,
1948; «Исследование высшей нервной деятельности человекообразных обезьян»,
1957). Полученный материал о развитии психики антропоидов показал
ограниченность их интеллекта. Изучение сложных форм ВНД животных различного
филогенетического уровня позволило выявить не только общие их закономерности,
но и раскрыть свойственные животным разного уровня нервной организации
специфические закономерности, обусловленные особенностями эволюционного
развития и экологическими факторами («Очерк эволюции нервной деятельности», в
соавт., 1964). Изучал условно-рефлекторные реакции на отношения у животных,
находящихся на различных уровнях эволюционного развития (слон, высшие и низшие
обезьяны), и у детей разного возраста (раннего школьного и дошкольного), как в
норме, так и в патологии. Установил, что абсолютное преобладание рефлекса на
отношение над рефлексом на конкретные признаки, четко проявляющееся у
нормальных детей в возрасте 10-11 лет, не наблюдается у детей-олигофренов даже
в возрасте 15-16 лет при ярко выраженном доминировании у них рефлекса на
конкретные признаки раздражителей. Обнаружено внешнее сходство реакции животных
и реакций детей раннего дошкольного возраста, и в то же время их
обусловленность различными физиологическими механизмами («Сравнительное
изучение рефлекса на отношение у нормальных детей и у олигофренов» / Вопросы
психологии, 1959). Исследовал также физиологические основы отражения и развитие
их в процессе эволюции, ориентировочный и исследовательский рефлексы и их
развитие в онто- и филогенезе.
В.А.
Кольцова