ВЕЛЛЕК (Wellek)
Альберт (1904 - 1972) - немецкий психолог, представитель
"слойнотеоретического" направления немецкой характерологии. Развил
психологию целостности и структуры Ф. Крюгера и построил на ее основе
"конкретную характерологию", которая рассматривает характер как
многомерно расчлененную систему слоев и полярностей. В. получил литературное и
музыкальное образование в Вене и Праге, в психологию пришел с проблемой
цвета-тона в рамках исследования синестезии. Психологическое образование
получил в кружке К. Бюлера, в котором считал себя учеником Э. Брунсвика, и в
Лейпцигской школе "генетической психологии целостности и структуры"
Ф. Крюгера (с 1932 г.). С 1943 г. В. - профессор кафедры психологии и
педагогики в Бреслау; с 1946 г. - ординарный профессор ун-та в Майнце; с 1939
г. - секретарь-делопроизводитель Немецкого Психологического Общества (DGP).
Основополагающими принципами характерологической системы В. являются принципы
слоения (общий слойнотеоретический подход к строению личности), целостности
(школа Ф. Крюгера) и полярности, исходя из которых конструируется общая модель
личности, а главными понятиями - понятия (психической) структуры и характера.
Под характером В. понимал ядерную (врожденную) сферу личности, в буквальном
смысле "из которой "человек ответственно осуществляет свою
деятельность, формирует ценности и оценивает окружающий мир. Относительной
устойчивости ядерной сферы личности противостоит постепенное развитие характера
и влияние интеллекта и способностей, благодаря чему становится возможным
воспитательное воздействие. Характер человека В. описывает с помощью модели
двумерного слоения - вертикального и горизонтального («Die Polaritaet im Aufbau
des Charakters», 1950). Однако описание характера в его уникальности и целостности
становится у В. настолько громоздким, что едва ли выполнимо. Помимо
характерологической концепции, заметный след в соответствующих областях
психологии и искусствоведения оставили экспериментальные и теоретические
исследования В.: в области психологии музыки, психологии языка и синестезии
(приведенные в целостную систему психологии музыки и музыкальной эстетики);
отдельные работы по исследованию Раншбург-феномена; психологической диагностике
(в частности, физиогномике); феноменологии гештальта, классификации чувств,
феноменологии памяти и воспоминания, гипнозу и теории остроумия.
А.К.
Никишов