ВЕНГЕР Леонид Абрамович
(1925 – 1992) – российский психолог, исследователь умственного развития
дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор (1973).
Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского
фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1951) и был направлен по распределению в г.
Ленинабад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957
г - зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та.
В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного
воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного
возраста (с 1968). Научную и научно-практическую работу совмещал с
преподаванием в Московском государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина
(с 1972). Еще в студенческие годы В. начал исследование развития восприятия под
руководством А.В. Запорожца. В 1955 г. защитил канд. дис. на тему: «Восприятие
отношений (на материале иллюзий тяжести и величины)», позднее обобщил
результаты своих исследований в докт. дис.: «Развитие восприятия и сенсорное
воспитание в дошкольном возрасте». В 1967 г. выходит книга «Восприятие и
действие» (в соавт. с А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко и А.Г. Рузской), а в 1969
– монография «Восприятие и обучение». В ней представлены результаты многолетних
исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых
месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле
культурно-исторической теории Л.С. Выготского, В. экспериментально обосновал
гипотезу А.В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах,
опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы
«предэталонов» (двигательных, а позднее – предметных), специфичные для
младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками В.
разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень
сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий,
складывающихся на протяжении дошкольного возраста («Диагностика умственного
развития дошкольников», 1978). В настоящее время эта система широко
используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом В.
в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей
(сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его
руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом
формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей,
т.е. в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме
специфичных для дошкольного возраста «моделирующих» видов деятельности: игры,
рисования, конструирования и т.п. Полевой эксперимент, проведенный в большом
количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений.
Концепция В. представлена в монографиях «Генезис сенсорных способностей» (1976) и «Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного воспитания» (1986). Им выпущена также серия книг для родителей
«Домашняя школа мышления» (1982 – 1985), позволяющая развивать способности
детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг В. переведен на нем., англ.,
исп. и япон. языки. В настоящее время его ученики в основанном ими Детском
центре им. Л.А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают
на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания
(«Развитие», 1994; «Одаренный ребенок», 1995), использующиеся в детских садах
многих городов России.
А.Л.
Венгер