ВЕРНЕР (Werner) Хайнц (1890 - 1964) - немецко-американский
психолог, один из крупнейших специалистов в области психологии развития; близок
по своим взглядам к Г. Кафке. Образование получил в Венском ун-те (докторская
степень, 1914), профессор (Гамбург, 1926). С 1933 читал гостевые лекции в
различных американских университетах (в Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936) С 1944 г. работал в качестве
профессора в Бруклине, с 1947 - в университете Кларка в Вустере. В. принадлежал
к основоположникам сравнительной психологии. Считал, что генетический подход
может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т.е. в
сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в
психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось В. как осуществление
"ортогенетического закона", в соответствии с которым
саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости,
неопределенности и малой дифференцированности к состоянию большей четкости,
дифференциации, связи и иерархической интеграции. В силу этого, если речь идет
о развитии ребенка, то общество предстает лишь частным
фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку, имманентных
(внутренних), психологических структур. Пытался использовать данный закон в кросс-культурных исследованиях, прежде всего в изучении
процесса образования понятий. По его мнению, в мышлении как
"примитивного" человека, представителя традиционного общества, где
нет письменности, так и неполноценного человека или ребенка имеются сходные
структурные элементы, для которых характерным является недифференцированность,
синкретичность мышления, осуществляющегося по типу "комплексов":
отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные, признаки стойко
объединяются в единый образ; мышление не отделено от восприятия, эмоций и
действий; нет различения субъекта и объекта; используются лишь
конкретные способы классификации. При этом, современный человек, в сравнении с
"примитивным", позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие
продолжается значительно дольше, а не останавливаясь
на ранних этапах. В. проводил также исследования развития восприятия и речи, в
частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на
его цвет. Автор трудов: «Ursprünge der Metapher», Lpz., 1919; “Grundfragen der Intensitätspsychologie”,
1922; “Einführung in die Entwicklungspsychologie», Lpz., 1926;
“Grundfragen der Sprachphysiognomik”, Lpz., 1932; “Impairment in thought
processes of brain-injured children” (совм. с
Strauss A.A.) // Am. J. of Mental Deficiency. 1943, 47; “Perceptual Development”, 1957; “Symbol Formation” (совм. с B.Kaplan), 1963.
И.М. Кондаков