ВЕРТГЕЙМЕР (Wertheimer) Макс (1880 -
1943) - немецко-американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии,
военной и юридической психологии, философии и теории психологии. Основатель
гештальтпсихологии. Образование получил в разных ун-тах: в Карловском ун-те
(Прага) изучал юриспруденцию и философию, затем стал изучать психологию,
посещая лекции Х. Эренфельса; вместе с К. Штумпфом занимался музыкой,
философией и психологией в Берлинском ун-те. В 1904 г. в Вюрцбургском
ун-те, под руководством О. Кюльпе защитил докт. дис. по психологии.
Профессиональную деятельность начал в Берлинском психологическом институте
(1916-1929). С 1929 по 1933 – профессор Франкфуртского ун-та. Работал также в
ун-тах Праги, Вены, Берлина. В 1921
г. вместе с К. Коффкой и В.Келером основал журнал
"Psychologische Forschung". Награжден
почетным знаком Вильгельма Вундта. В 1934 г. эмигрировал в США, где работал в Новой
школе социальных исследований в Нью-Йорке (профессор, 1934-1943), преподавал и
писал о социальных ценностях, истине и этике гештальта. Основным вкладом В.
стала демонстрация фи-(phi)-феномена – оптической
иллюзии движения двух неподвижных источников света (1912). В этом своем
знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (считающимся
"началом" гештальтпсихологии как направления), В. подверг
экспериментальной и теоретической критике теории восприятия, базировавшиеся на
принципе элементаризма. Для объяснения феномена кажущегося движения и других
явлений целостности восприятия он использовал принцип изоморфизма
"физиологического и психического", поскольку, по его мнению,
кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в
мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". Фи-феномен в гештальтпсихологи впоследствии служил
доказательством того, что переживание (в данном случае восприятие движения) не
является простой суммой факторов и потому для понимания мыслей и действий
человека нельзя изучать их вне целостности как отдельные элементы. В. объединил
свои взгляды в «законе точности», который включал в себя такие явления, как
близость, сходство, замыкание и симметрия. Он полагал, что эти явления
воспринимаются в основном потому, что сознание навязывает ощущениям
определенные организационные принципы. С 1920-х гг. В. стал заниматься
проблемами творческого мышления. Анализируя не столько результаты мышления в
виде целостных гештальтов, сколько процессуальную сторону мышления, его стадии,
пользовался (как и его младший коллега К. Дункер) не феноменологическим
самонаблюдением (как ранее в работах по восприятию), а методом
"рассуждения вслух" в диалоге с экспериментатором. Это означало выход
исследования не только за рамки гештальтпсихологии, но и за рамки классического
понимания объективного исследования в психологии. Многие введенные при этом В.
понятия аналогичны таковым в деятельностном подходе к анализу мышления в школе
А.Н. Леонтьева, например, "переносу", "операциональному
значению" и др. При этом из работ В. исчезают различные физиологические
аналогии для объяснения собственно психологических закономерностей. Хотя
исследования В. в этой области, опубликованные по большей части после его
смерти, и получили определенную разработку в различных вариантах проблемного
обучения, в педагогической психологии, они еще не в полной мере по достоинству
оценены. В. известен также своими работами в области музыкального восприятия,
психологии "примитивных народов", разработками психологического
"детектора лжи" и др. В рус. пер. издана книга В.: «Продуктивное мышление», М., 1987.
Л.А.
Карпенко, Е.Е. Соколова