ВЛАДИСЛАВЛЕВ Михаил Иванович (1840 -
1890) - российский психолог, философ. Профессор и ректор Петербургского
университета (1887). Благодаря ему, психология в этом учебном заведении стала одной
из ведущих дисциплин. Переводил и популяризировал взгляды немецких психологов и
философов, прежде всего Канта (как впоследствии и его ученик А.И. Введенский).
Разрабатывал собственный курс опытной психологии, центральное место в котором
занимали проблемы воли и нравственности. В. ввел в курс психологии очерк
истории развития психологических взглядов, что давало возможность понять место
современных (для того времени) психологических взглядов и их связь с прошлым
опытом. Стремился соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу.
Выступая против материализма, недостатки его (как и К.Д. Кавелин) видел в
невозможности с этой позиции объяснить развитие нравственности, происхождение
этических и эстетических понятий и чувств человека. Применив энергетический
закон к психологии, что было новинкой в 1870-1880-е гг., В. пытался связать
энергетическую теорию с забыванием и воспроизведением, говоря о том, что
бессознательные состояния и забывание характеризуются минимумом энергии. Он
разделял волюнтаристский подход В. Вундта, причем своеобразие психологических
взглядов самого В. (изложенных в его учебнике "Психология", 1881)
проявляется именно в его трактовке воли и ее роли в психическом развитии
человека, в формировании его этических и эстетических идеалов. Соединение этики
и эстетики не случайно и является для В. одной из основных отличительных черт
психологии. В отличии от традиционных взглядов В. связывает нравственность не с
мышлением или чувствами, но с воображением. Волю считает ведущим психическим процессом,
который направляет течение всех психических функций. Воля, управляющая нашей
психикой, и лежит в основе различия между мышлением и воображением,
отличающихся друг от друга только разными целями, разной направленностью
волевого поведения. Связывая воображение с этикой и эстетикой, В. писал, что
оно всегда служит истине, красоте и благу. Как служитель красоты оно создает
идеальные эстетические типы, а для осуществления влечений к истине и благу
создает нравственные идеалы. Исходя из своей концепции психики, В. рассматривал
искусство как практическую психологию и как школу нравственности. Он считал
поэзию идеальной выразительницей психических состояний человека, значение
которой еще предстоит оценить ученым. Искусство же, по его мнению, явилось из
потребности души быть в соприкосновении с миром высокой ценности, с миром
идеалов. Поэтому-то искусство дает человеку не только возможность отдохнуть,
расслабиться, но и учит его жизни, формируя у него определенные ценности.
Именно при создании идеалов -и в искусстве, и в религии и в жизни, воображение
переходит в творчество, создавая нечто значительное и своеобразное. Среди таких
продуктов творчества и представления об идеальном народе или идеальном
человеке, в частности, представления о типично русском характере. Поэтому эти
модели не столько отражают реальные черты и качества народа, сколько идеальные
стремления данной нации. Однако идеалы создаются не только на основе
воображения, но и на основе опыта, рефлексии и воли, влиянием которых В.
объясняет разницу между идеалами у разных народов и даже у одного и того же
народа, находящегося на разных этапах развития. Уделяя большое внимание
проблеме воспитания чувств, В. связывал такое воспитание с развитием
воображения при помощи искусства, при этом им дается детальное описание разницы
в эмоциональном воздействии живописи, музыки, поэзии и прозы, представляющее
значительный интерес.
Т.Д.
Марцинковская