ВЛАСОВА Татьяна Александровна (1905 - 1986)- российский психолог, дефектолог,
д-р психологических наук(1972),профессор (1976), засл. деятель науки (1980), д.
чл. АПН СССР (1982). Закончила дефектологический фак-т МГПИ им. Ленина (1930). Принимала
участие в создании первого в нашей стране научного центра по дефектологии -
Экспериментально-дефектологического института Наркомпроса РСФСР, где заведовала
отделением, а с 1932 г. стала зам. директора по учебной и научной работе. В
1968 -1986 г.г. являлась директором НИИ дефектологии АПН СССР. Изучала проблемы
комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности
психического развития детей с нарушениями слуха. Полученные данные были
обобщены в книге: "О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка",
способствовавшей упорядочению отбора детей в специальные школы.
Систематизировала результаты научных разработок в разных отраслях дефектологии,
связывая их с различными категориями аномальных детей. Большое внимание В.
уделяла обоснованию принципа и разработке проблем дифференцированного обучения
аномальных детей, чему была посвящена ее докт. дис. Экспериментальное изучение
вопроса о состоянии и возможностях развития остаточной слуховой функции у
глухих и слабослышащих детей, осуществляемое под ее руководством и при ее
участии, способствовало перестройке всей акупедической работы в специальных
школах и детских садах для детей с нарушениями слуха. Теоретические задачи
связывались ею с дефектологической практикой. По ее инициативе были широко
развернуты исследования в области дошкольного воспитания и обучения аномальных
детей разных категорий ( с задержками психического развития, с нарушением
опорно-двигательного аппарата), изучение генетических проблем аномального
развития и др.
В.А.
Сумарокова