ВОЛЬФ (Wolff )
Христиан (1679 – 1754) - немецкий психолог и философ, представитель
рационалистической психологии, автор теории о психологии способностей. Изучив в
Йене математику, философию и богословие, В. получил право преподавания в
Лейпцигском университете (1703). При поддержке Г.В. Лейбница в 1706 получил
должность профессора по кафедре математики в Галле. Его лекции, которые
затрагивали не только математику, но и философские проблемы, имели большой
успех. Эта популярность, а также рационалистическая, антисхоластическая
направленность лекций привела к увольнению В. из ун-та. Он находит прибежище в
Марбурге, однако после восхождения на престол Фридриха Великого по его
приглашению возвращается к профессорской деятельности в Галле. В. является
автором теории, получившей название "психология способностей".
Позитивная роль этой теории обусловлена тем, что господствовавшей до того
времени в умственной жизни Германии схоластике и мистике был противопоставлен
рационалистический взгляд на мир и психические качества человека. В. принадлежит
также большая заслуга в разработке немецкой психологической терминологии,
заменившей прежнюю, латинскую. Само слово
"психология", предложенное в 1590 году немецким ученым Гоклениусом,
стало в Европе общеизвестным после выхода книг В. "Эмпирическая
психология" (1732) и "Рациональная психология" (1734). На долю
первой относилось описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рациональной
же психологией была поставлена задача дедуктивно выводить
явление из сущности и природы души. В качестве объяснительной основы
выдвигалось понятие о способности. С ним соединялась идея спонтанной активности
души. Главной силой считалась способность представления, выступающая в виде
познания и желания. Душа развивает заложенные в ней образы вещей: смутные - на
уровне чувственного познания, ясные и отчетливые - на уровне разума. С каждым
представлением, считал В., сопряжено стремление. Если с представлением объекта
связывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это представление.
При мысли о неудовольствии возникает противоположное стремление. В. с большой
педантичностью описал различные классы психических явлений, разделив их на
иерархически расположенные группы. Возникал своеобразный "анатомический
театр человеческой души" - для каждой из групп предполагалась соответствующая
способность как ее причина и основание. В психологической концепции,
представленной учением о способностях, отразились достижения западноевропейской
психологии, связанные со стремлением построить эмпирическую психологию,
подобную экспериментальной физике, найти физиологическое основание для всех
психических процессов. В. полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с
представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и
волевые импульсы. В одном ряду, таким образом, как бы выстраивается нигде не
прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических. Оба ряда
неразрывно связаны между собой. Этот принцип параллелизма был выдвинут
Лейбницем, преемником которого считал себя В. Однако
Лейбниц в соотношении души и тела видел лишь частный случай соотношения монад
во вселенной, В. же соотносил психические и физические процессы внутри самой
монады. Тем самым душа-монада отделялась от вселенной и получала в качестве
коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единичное тело. Так
психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в
целом) была превращена В. в психофизиологическую
(вопрос об отношении психических явлений к мозгу). Однако главным объектом
критики стало в дальнейшем учение В. о способностях. Он возводил его к учению
Аристотеля о потенциальном и актуальном. Но у
Аристотеля актуализация способностей была связана с усвоением внешних по
отношению к этой способности объектов, от которых она неотделима. У В. же
представления об объектах суть самопорождения нематериальной сущности. Будучи
отделена от реального взаимодействия организма с объектом, способность
неизбежно становится самостоятельной, ничем не обусловленной силой. Из научного
понятия она превращается в мифологического деятеля. Но отвергая понятие о
способностях, которое было подвергнуто решительной критике Гербартом, немецкая
психология оставляла в неприкосновенности другую идею В. - о спонтанной
активности души, порождающей в силу собственных творческих потенций весь мир
представлений и стремлений. Идея психической причинности перешла от Лейбница
через В., Канта и Гербарта к Вундту, писавшему об апперцептивной активности
души, являющейся основой высших психических функций.
А.И.
Липкина, Т.Д. Марцинковская