ВУДВОРТС (Woodworth) Роберт С. (1869 – 1962) -
американский психолог, «отец американской психологии», представитель одного из
направлений функциональной психологии, названного динамической психологией.
Образование получил в ун-те Амхерста (бакалавр, 1891) и Гарвардском ун-те, где
он учился с Уильямом Джеймсом и Дж. Ройсом (бакалавр,1896; магистр,1897). В
1899 г. в Колумбийском ун-те под руководством Джеймса М. Кеттела защищает докт.
дис. Профессиональную деятельность начал в качестве профессора Нью-Йорского
ун-та (1903). Президент АРА (1914), президент Психологической корпорации
(1929). Награжден золотой медалью APF (1956). Занимал многочисленные
консультационные должности, был ред. "Archives of
Psychology" (1906-1945). Профессиональные интересы В. были чрезвычайно разнообразны и связаны с
экспериментальной психологией, общей психологией, историей психологии,
психологией личности и социальной психологией, психофизиологией и сравнительной
психологией. После непродолжительной работы в больницах Нью-Йорка, где он
изучал физиологию, и работы под руководством Ч. С. Шеррингтона в Ливерпульском
ун-те Англии, В. возвращается в США, в Колумбийский университет (1903 г.), где
проработает вплоть до своей отставки в 1942 г. Первое влиятельное исследование
В. по проблеме "переноса" в обучении было осуществлено совместно с
Е.Л. Торндайком в 1901 г. и опубликовано в журнале "Psyhological
Review" №8. В работе доказывалось, что тренировка одной функции мало
влияет на другую. Это помогло опровергнуть "доктрину формальных дисциплин
в образовании". Другой важной работой В. было исследование, основанное на
антропометрических исследованиях 1100 человек, принадлежащих к различным расам
(1904 г., Международная выставка в Сент-Луисе). В. показал, что различия внутри
популяции гораздо значительнее, чем различия между расами. Для того времени это
было революционное утверждение. В 1918 г. В. публикует книгу "Dynamic Psychology",
в которой развивает идеи о принципиальной важности динамики мотивов в организации
поведения и популяризирует введенный им термин «динамическая психология».
Считая исходную формулу бихевиоризма "стимул-реакция" неполной, В.
включает в нее в качестве опосредствующего звена такую детерминанту, как
организм, с присущими ему мотивационными параметрами ("стимул - организм -
реакция). Он выдвинул гипотезу о том, что формирующиеся навыки сами могут
приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их
формирование. В дальнейшем это положение было взято на вооружение Гордоном
Олпортом в его теории мотивов. Результатом преподавательской деятельности В.
был учебник "Psychology" (1921), выдержавший пять переизданий (посл.
в 1947), и "Experimental Psychology" (совм. с H. Schlosberg;
1938, 1954), ставшая для нескольких поколений студентов главным учебным
пособием по экспериментальной психологии. Одним из первых исторических обзоров
психологии стала книга В."Contemporary Schools of Psychology" (1931,
1948, 1964). В ней он, в частности, излагает свою методологическую позицию
умеренности и эклектизма и критикует «узкие и жесткие» методики Э.Б. Титченера
и Дж.Б. Уотсона. Обобщение идеи В. получили в последнем крупном издании
"Dynamics of Behavior" (1958). В рус. пер. изданы: «Экспериментальная
психология», М., 1950; Тексты: «Подкрепленное восприятие»; «Зрительное
восприятие глубины»/ «Хрестоматия по ощущению и восприятию», М., МГУ, 1975;
«Решение проблем животными»; «Этапы творческого мышления»/ «Хрестоматия по
общей психологии: Психология мышления», М., МГУ, 1981.
Л.А.
Карпенко