ВУДВОРТС (Woodworth) Роберт С. (1869 – 1962) - американский психолог, «отец американской психологии», представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Образование получил в ун-те Амхерста (бакалавр, 1891) и Гарвардском ун-те, где он учился с Уильямом Джеймсом и Дж. Ройсом (бакалавр,1896; магистр,1897). В 1899 г. в Колумбийском ун-те под руководством Джеймса М. Кеттела защищает докт. дис. Профессиональную деятельность начал в качестве профессора Нью-Йорского ун-та (1903). Президент АРА (1914), президент Психологической корпорации (1929). Награжден золотой медалью APF (1956). Занимал многочисленные консультационные должности, был ред. "Archives of Psychology" (1906-1945). Профессиональные интересы В. были чрезвычайно разнообразны и связаны с экспериментальной психологией, общей психологией, историей психологии, психологией личности и социальной психологией, психофизиологией и сравнительной психологией. После непродолжительной работы в больницах Нью-Йорка, где он изучал физиологию, и работы под руководством Ч. С. Шеррингтона в Ливерпульском ун-те Англии, В. возвращается в США, в Колумбийский университет (1903 г.), где проработает вплоть до своей отставки в 1942 г. Первое влиятельное исследование В. по проблеме "переноса" в обучении было осуществлено совместно с Е.Л. Торндайком в 1901 г. и опубликовано в журнале "Psyhological Review" №8. В работе доказывалось, что тренировка одной функции мало влияет на другую. Это помогло опровергнуть "доктрину формальных дисциплин в образовании". Другой важной работой В. было исследование, основанное на антропометрических исследованиях 1100 человек, принадлежащих к различным расам (1904 г., Международная выставка в Сент-Луисе). В. показал, что различия внутри популяции гораздо значительнее, чем различия между расами. Для того времени это было революционное утверждение. В 1918 г. В. публикует книгу "Dynamic Psychology", в которой развивает идеи о принципиальной важности динамики мотивов в организации поведения и популяризирует введенный им термин «динамическая психология». Считая исходную формулу бихевиоризма "стимул-реакция" неполной, В. включает в нее в качестве опосредствующего звена такую детерминанту, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами ("стимул - организм - реакция). Он выдвинул гипотезу о том, что формирующиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование. В дальнейшем это положение было взято на вооружение Гордоном Олпортом в его теории мотивов. Результатом преподавательской деятельности В. был учебник "Psychology" (1921), выдержавший пять переизданий (посл. в 1947), и "Experimental Psychology" (совм. с H. Schlosberg; 1938, 1954), ставшая для нескольких поколений студентов главным учебным пособием по экспериментальной психологии. Одним из первых исторических обзоров психологии стала книга В."Contemporary Schools of Psychology" (1931, 1948, 1964). В ней он, в частности, излагает свою методологическую позицию умеренности и эклектизма и критикует «узкие и жесткие» методики Э.Б. Титченера и Дж.Б. Уотсона. Обобщение идеи В. получили в последнем крупном издании "Dynamics of Behavior" (1958). В рус. пер. изданы: «Экспериментальная психология», М., 1950; Тексты: «Подкрепленное восприятие»; «Зрительное восприятие глубины»/ «Хрестоматия по ощущению и восприятию», М., МГУ, 1975; «Решение проблем животными»; «Этапы творческого мышления»/ «Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления», М., МГУ, 1981.

Л.А. Карпенко