http://www.jewage.org/w/images/thumb/2/25/I1182018251.jpg/200px-I1182018251.jpg?20130310111935ЗАЛКИНД Арон Борисович (1886 – 1936) - российский врач, психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф-т МГУ (1911). В 1910 г. изучал возможности использования идей З. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 г. опубликовал соответствующие статьи в журнале "Психотерапия". Исследовал проблемы сексуальности и сомнабулизма 1917 по 1920 г. был директором Петроградского психотерапевтического ин-та. Увлекался индивидуальной психологией А. Адлера и разрабатывал "психоневрологический взгляд" на общество. Одновременно разрабатывал социогенетическое направление в детской психологии. В центре его исследовательских интересов были проблемы детских коллективов, в том числе проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития, вопросы детской сексуальности. В 1924 г. опубликовал статьи "Фрейдизм и марксизм" и "Нервный марксизм, или паническая критика", в которых наряду с критикой психоанализа искал точки сопряжения фрейдизма и марксизма. После 1925 г. под давлением внешних обстоятельств вынужденно дистанцировался от психоанализа и публично покаялся в своих "связях" с фрейдизмом, направив свои научные устремления на разработку проблем педологии. Это был период дискуссий о соотношении и приоритете биологического и социального в развитии детской психики. З. публикует ряд работ ("Половой вопрос в условиях советской общественности", 1926; "Половое воспитание", 1928; "Педология в СССР", 1929; "Основные вопросы педологии", 1930), в которых подчеркивает, что нервная система человека является продуктом его социального развития, причем доказательствами изменений в биологических структурах являются по его мнению, данные генетики, рефлексологии и психоанализа, который, являясь материалистической школой, с точки зрения З. не противоречит основам марксистской психологии. Не отрицая роль наследственности, З. доказывал, что психолог может и должен ее изменить при помощи целенаправленной и четкой организации среды и добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении. Вступая в полемику с П.П. Блонским, З. касался не столько закономерностей и механизмов психического развития, сколько практических вопросов воспитания и обучения детей и разногласия, преимущественно, были связаны с вопросом о том, насколько пластична нервная система, каковы границы воздействия на нее среды и каковы возможности изменения этапов и темпа психического развития. Серьезно занимаясь проблемами полового развития и воспитания детей, доказывал, что игнорирование этих проблем принесет больше вреда, чем пользы. Исследования подросткового периода привели З. к мысли, что его кризисный характер определяется тремя процессами: стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка и новыми элементами, появляющимися в этот период и характерными уже для взрослых людей. Эти идеи З. имели большое значение как для практической педологической работы с подростками, так и для теоретического осмысления закономерностей психического развития, повлияв в том числе и на Л.С. Выготского, который использовал их в своей концепции возрастных кризисов. Разрабатывая проблемы педологии, З. значительное внимание уделял методам диагностики и коррекции психического развития, прежде всего полового развития и развития общения, в том числе преодоления феномена «отверженности». Наряду с исследовательской, З. в этот период ведет большую научно-организационную работу. В 1928 г. он председатель Межведомственной плановой педологической комиссии при Наркомпроссе и гл. ред. журнала "Педология". В 1930 г. - директор Института психологии, педологии и психотехники. Однако уже в 1931 г. снят с должности ред. журнала "Педология" (журнал был закрыт в 1932 г.), а в 1932г. - с поста директора Института. Обвинен в "меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме". Являясь одним из лидеров отечественной детской психологии, пережил вместе с ней все ее взлеты и падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП(б) "О педологии", объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая была объявлена "лже-наукой".

В.И. Овчаренко, Т.Д. Марцинковская