ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901 – 1977) -
российский психолог, дефектолог, педагог, ученик и последователь Л. С.
Выготского. Д-р педагогических наук (1943). Д. чл. АПН РСФСР (1955). Окончил
фак-т общественных наук Московского ун-та (1925). С 1918 г. работал учителем
сельской школы, воспитателем, затем - заведующим детской сельскохозяйственной
колонией в Тамбовской области (1919-1922). С 1929 по 1951 г. работал в
психологической лаборатории Института дефектологии АПН РСФСР, где в 1941 г.
защитил докт. дис.: «Психология воспроизведения». С 1944 по 1947 –
директор института. С 1951 по 1977 работал в НИИ теории и истории педагогики
АПН РСФСР (в 1951-1955 – зам. директора по науке, с 1955 – зав. лабораторией
экспериментальной дидактики). Наряду с научной занимался преподавательской
работой, возглавлял кафедру дефектологии МГПУ им. В.И. Ленина. Разрабатывал
проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей.
Занимался исследованием детей с «задержкой умственного развития». Одним из
первых стал употреблять этот термин по отношению к тем детям, которых было
принято называть "умственно отсталыми", подчеpкивая тем самым
качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во
вспомогательной школе не должно быть цензовым, т.е. приравниваться к классам
обычной школы. В соответствие со взглядами Л.С. Выготского рассматривал
проблему взаимоотношения обучения и развития. Разрабатывал систему начального
обучения, направленную на повышение качества усвоения знаний и разностороннее
развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно
З., - повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по
мере продвижения из класса в класс. Во время ВОВ занимался вопросами
восстановления функций у раненых. В 1940-е гг. изучал проблемы психологии
памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного
запоминания. Автор трудов: «Очерки психологии умственно отсталого ребенка», М.,
1935; «Память школьника, ее психология и педагогика», М., 1944; «Память», М.,
1949; «Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении», М., 1958,
ред.; «О предмете и методах дидактических исследований», М., 1962; «Дидактика и
жизнь», М., 1968 и др.
Л.А. Карпенко, И.Е. Сироткина