ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович
(1905 – 1981) – российский психолог, украинского происхождения.
Специалист в области психологии развития и педагогической психологии, в
частности психологии детей дошкольного возраста. Д-р психологических наук
(1959), профессор (1960), д. чл. АПН СССР (1968), академик-секретарь отделения
психологии и возрастной физиологии (1965-1967), чл. президиума АПН, создатель и
директор Института дошкольного воспитания АПН СССР. После окончания
педагогического фак-та 2-го МГУ (1930) работал лаборантом, а затем ассистентом
кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В
1931 г. переехал в Харьков, где работал ст. ассистентом, затем заведующим
лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. С 1938 г. -
доцент и зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та им. А. М.
Горького. В первые годы ВОВ работал в госпитале, занимался восстановлением
движений раненых бойцов. В 1943 г. начинает свою преподавательскую деятельность
на отделении, затем на фак-те, психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией
психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, где в
1958 г. защитил докт. дис.: «Развитие произвольных движений». В 1960 г. -
становится директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР.
Научная деятельность З. тесно связана с именем его учителя Л. С. Выготского и
его ближайших соратников - А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и их последователей.
Его многообразные научные интересы с самого начала были объединены единой идеей
внутренней связи психики с деятельностью человека. З., наряду с А.Р. Лурия и
А.Н. Леонтьевым, был одним из создателей психологической теории деятельности и
психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л. С. Выготского.
Широкую известность получили его исследования в области возникновения психики.
В конце 30-х гг. З., подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию
детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой
специальное сенсорное действие. Впоследствии, на основе многочисленных
исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и
сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий.
Эта теория легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и
обучения дошкольников. Особое место в научной биографии З. занимает
исследование движений и действий. Начало этому циклу исследований было положено
в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы
восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных
движений было продолжено в послевоенные годы. Именно этот цикл работ он
представил в качестве докторской диссертации и обобщил в известной монографии
“Развитие произвольных движений” (1960). Переходя от изучения восприятия к
изучению движений человека, З. кардинально изменил постановку проблемы
формирования действий, считая, что в основе этого процесса лежит не упражнение
моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней
картины движения. Как и Н. А. Бернштейн, он рассматривал движения как органы
индивидуальности, что отразилось на его неизменном интересе к психологии
установки и понимании установок не только как подготовки к действию, но и как
средств выражения личностных свойств и качеств индивида. Отсюда вполне
закономерен переход З. от исследования установок личности, в том числе и
выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности. Придя в
науку из искусства (З. был талантливым учеником украинского режиссера Леся
Курбаса), он сохранил интерес к искусству, проявляющийся в исследованиях
“эмоциональных” действий. Нереализованной осталась мечта З. - развить идеи Л.
С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе “Учение Спинозы о страстях
в свете современной психоневрологии”, и написать книгу об эмоциях человека.
Именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций З.: “Роль Л. С.
Выготского в развитии проблемы эмоций”.
Н.С.
Полева