ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) – российский философ,
психолог, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья.
Окончил Киевский ун-т св. Владимира, где учился у Г.К. Челпанова, дружеские
отношения с которым поддерживал на протяжении многих лет. Работал директором
Киевского фребелевского ин-та дошкольного воспитания. С 1912 года
приват-доцент, а затем профессор Киевского ун-та. В 1919 г. – министр культуры и
вероисповедания в правительстве Скоропадского. Эмигрировал в Югославию, затем в
Прагу. С 1927 г.
– в Париже, где был зав. кафедрой философии и деканом Свято-Сергиевской
духовной академии, руководил религиозно-педагогическим кабинетом (1927-1958),
редактировал “Бюллетень религиозно-педагогического кабинета”. Организатор и
участник общеэмигрантских педагогических съездов и русского студенческого
христианского движения. В 1942
г. принял сан священника, продолжая научную деятельность
в области религиозной психологии, философии и педагогики. В воззрениях З. органично
соединились русская и западноевропейская культуры, философские и
психологические взгляды с православной религиозной мыслью. В юности увлекался
идеями В.С. Соловьева и Л.М. Лопатина. Как психолог выполнил под руководством
Г.К. Челпанова исследование “Современное состояние психофизиологической
проблемы”, в котором выступал против идеи психофизического параллелизма и
экспериментальной психологии А.П. Нечаева и В.М. Бехтерева, которые, по его
мнению, игнорировали общую теорию души. Позднее выступал с этих же позиций
против бихевиоризма. В своих работах (“О сравнительной психологии, 1897; “Курс
общей психологии, 1925) отстаивал идею целостной личности в единстве ее
интеллектуальной и эмоциональной сфер, рациональных и иррациональных областей.
Исследовал вопросы психологии детства (“Психология детства”, 1924) в контексте
своей концепции эмоционального понимания детской души. Изучал воздействие
экстремальных жизненных ситуаций (войны, революция, эмиграция) на психическое
состояние детей. В основу своей периодизации детства положил идею
“иерархической конституции” – структуры человеческой личности, в которой
выделял три части: тело – душа - дух. Каждая из частей
личности доминирует на определенном этапе психического развития ребенка и, как
подчеркивал З., необходимо учитывать эти ступени духовного совершенствования
при выборе задач и средств воспитания (от рождения до 6 лет, от 7 до 12 лет, от
13 до 15 лет и от 16 до 18 лет). При этом главную задачу развития
личности видел в том, чтобы обрести самих себя, и в ее решении молодым должны
помочь взрослые. З. утверждал, что человек не может быть понят вне его
социальных связей, а социальное воспитание призвано стать могучим фактором
прогресса, развития потребности в солидарности, активности человека.
Предостерегал как от привнесения в школу элементов партийности, классового
подхода и национализма, так и от антисоциальности. Основными факторами
социализации личности рассматривал как институты социализации (семья, школа),
так и традиции, науку, искусство и религию. Понимание З. роли религии в
развитии и воспитании личности значительно изменялось на протяжении жизни. Им
были сформулированы принципы православной педагогики, в которой сочетаются
религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. З. занимался также вопросами
истории философии, психологии и педагогики. Историософская схема, примененная
им в “Истории русской философии” (1991), была впоследствии методологически
использована в историко-педагогических работах. Он одним из первых дал очерк
истории русской педагогики XX века,
соединив в нем Россию, русское зарубежье и советский период.
О.Е.
Осовский