ЗИГЛЕР (Zigler) Эдвард (р. 1930) -
профессор психологии и директор Исследовательского Центра Психологии Развития
Ребенка и Социальной Политики (Йельский ун-т, Нью-Хэвен, США),
правительственный консультант по вопросам защиты прав ребенка и семьи
(Министерство Здоровья США). Образование получил в ун-те Миссури (Канзас, 1954 г.), докт. дис. защитил
в ун-те Техаса (Остин, 1958 г.).
С 1959 г.
преподает в Йельском ун-те. З. является одним из наиболее известных детских
психологов США, принимающих активное участие в формировании официальной
политики по вопросам общего и специального школьного образования. Он автор
более 600 книг и статей, чл. правлений более 20 различных правительственных и
общественных организаций, деятельность которых посвящена вопросам детского
нормального и девиантного развития и, общего и специального школьного
образования. Профессиональная деятельность З. в психологии и педагогике
осуществляется в русле трех основных направлений. Прежде
всего, его работы оказывают существенное влияние на теоретические представления
об умственной отсталости и практическую политику специального образования для
умственно отсталых детей («A developmental approach to adult psychopathology»
/ with
Glick, M./, N.Y., Wiley, 1986). З. Был одним из первых, кто
предложил рассматривать умственно отсталого ребенка как «целостного человека»,
соединяя усилия и знания медиков, психологов и педагогов и привлекая
представления о законах нормального развития для понимания и стимулирования
движущих сил развития умственно отсталых детей. Он был одним из вдохновителей и
организаторов Йельского проекта организации сетей социальной поддержки для
семей, воспитывающих умственно отсталых детей. Результаты
этого проекта показали, что создание таких сетей не только оказывает
развивающее и стимулирующее влияние на самих детей, но также несет в себе
образовательный положительно-эмоциональный заряд для родителей и педагогов
умственно отсталых детей (“Understanding mental retardation”
/ with
Hoddap, R./, N.Y., Cambridge University Press,
1986). З. так же считается одним из создателей психологического направления,
известного как психопатология развития (developmental psychopathology). Теоретические работы З., связанные с сопоставлением законов
нормального и девиантного развития, составили «золотую библиотеку» этого
направления. Они позволили обогатить психологию «нормальности» и «девиантности»
его работами по психологии и педагогике умственной отсталости. З. является одним из основателей и идеологов движения
"Поддержка на Старте" (Head Start), начавшегося в 60-е годы в рамках государственной
программы «Война с бедностью», и продолжающегося до сих пор (“Head Start: The inside story of America’s most successful educational experiment”
/with , Muenchow, S./, N.Y., Basic Books,
1992). Задачей этого движения является разработка образовательных и социальных
программ и создание сетей социальной поддержки для детей из наиболее
обездоленных слоев американского общества. З. – лауреат 50 различных
государственных и общественных премий и наград, среди которых почетные звания «Герой
Образования» и «Инноватор Образования».
Е.Л.
Григоренко