http://www.5port.ru/images/zimnjaja2.jpg ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна (р. 1931) – российский психолог, специалист в области психолингвистики, психологии общения, обучения иностранному языку, проблем гуманизации образования, воспитания, исследовательской деятельности в образовании. Д-р психологических наук (1974), профессор (1976), чл.-кор. РАО (1993), академик РАО (1995). Окончила в 1954 г. фак-т английского языка 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков (1 МГПИИЯ). Профессиональную деятельность начала с 1954 г. как ассистент кафедры психологии МГПИИЯ им. М. Тореза, затем преподаватель, доцент, профессор, с 1973 по 1990 г. – заведующая этой кафедрой. В 1961 защитила канд. дис. по психологии: «К вопросу о восприятии речи», что получило дальнейшее развитие в докт. дис.: «Психология слушания и говорения» (1974). Научная деятельность З. в этот период была посвящена исследованиям психологии речи, речевой деятельности, вербальному общению, обучению родному и иностранному языкам, разработке личностно-деятельностного подхода в школьном и вузовском образовании. В её монографиях и учебных пособиях обосновывалась эффективность учебного сотрудничества и педагогического общения учителя и учащихся, психологические условия, обеспечивающие более высокую учебную мотивацию, прочность усвоения учебного материала и коммуникативно-деятельностную направленность процесса обучения. Одновременно  проводились исследования в области психоакустики и психолингвистики в сотрудничестве с такими известными учеными, как В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Л.А. Чистович и др.

С 1990 по 2010 г.  З. – гл.н.с. Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МО РФ, зав. сектором «Гуманизация образования». В этот период ею активно разрабатывалось новое для России направление в образовании – теория и практика социальной работы, что способствовало становлению новой профессии – «социальный работник». В разработке

основных направлений гуманизации образования активно участвовали сотрудники руководимого З. научного коллектива - исследовались и формировались российские подходы к воспитанию детей и молодежи, особое внимание уделялось повышению качества образования, получившее название «компетентностного подхода». Предметом повышенного интереса З.  являлась теория и практика организации исследовательской деятельности в образовании. Эта тема была отражена в четырех коллективных монографиях «Гуманизация образования», где З. являлась одним из авторов. Она также  редактор: серии из 10 сборников – «Социальная работа»; коллективной монографии «Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы»; серии публикаций по исследовательской деятельности в образовании, является автором более 350 научных работ, часть которых опубликована на англ., намецком, итальянском, финском и др. языках. Под её руководством  защищены 10 докторских и более 70 кандидатских диссертаций по педагогическим и психологическим наукам. За научно образовательную деятельность З. награждена медалями «За доблестный труд» (1980), «За трудовую доблесть» (1981), удостоена звания Заслуженный деятель науки РСФСР (1989), медалью имени К. Д. Ушинского (1991), знаком «Почетный работник высшей школы РФ» (1994), золотой медалью РАО «За достижения в науке» (2007), Орденом почета (2007).

 Осн. труды: Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978; 1985; Психология обучения неродному языку. М., 1989; Психологические основы обучения иностранным языкам в школе. М., 1991;

Учебник. Педагогическая психология. М., 1997, 1999, 2001, 2010; Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001; Стратегия воспитания в образовательной системе России /Под ред. И. А. Зимней. М., 2005; Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М., 2011.

Л.А. Карпенко