http://zakon.znate.ru/pars_docs/refs/14/13031/13031-102_1.jpg Зинченко Владимир Петрович (1931 - 2014) - российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития. Один из создателей отечественной инженерной психологии. Автор концепции перцептивных действий (совм. с А.В. Запорожцем), концепции микроструктурного анализа когнитивных процессов. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1974). Вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983). Зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989). Поч. чл. Американской академии искусств и наук (1989). Д. чл. РАО (с 1992). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992-1997). Чл. Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК (1995-2000). С 2001 – д. чл. Отделения образования и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол. многих журналов («Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Техническая эстетика», «Человек», «Journal of Russian and East European Psychology» (ранее – «Soviet Psychology») и др.). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. за монографию «Восприятие и действие», 1967). Награжден медалью им. Г.И. Челпанова (2002). Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948-1953) и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957 канд дис., посвященную исследованию ориентировочных движений руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений. Работал в этом же институте в лаборатории детской психологии, возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. В 1961 организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1969 по 1984 руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался преподавательской деятельностью, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960). В 1970-1982 возглавлял созданную им кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом фак-те МГУ. В 1984 организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), которой продолжает заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг. был зам директора Института философии РАН (1988-1991) и руководителем Центра наук о человеке(1988-1991), директором-организатором Института человека РАН(1988-1991). В 1998 организовал и возглавил кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека «Дубна». С 1998 г. З. – гл.н.с. Института общего и среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при этом институте, профессор Самарского педагогического ун-та. Научные интересы З. отличаются широтой и многосторонностью. Его первые исследования были направлены на понимание онтогенеза восприятия. Экспериментально изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и др. Результаты были представлены в разработанной совместно с А.В. Запорожцем концепции перцептивных действий («Восприятие и действие», в соавт, М., 1967). Последующие работы были посвящены исследованию зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия. Исследования в области когнитивной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов («Формирование зрительного образа», М., 1969, в соавт.; «Психология восприятия», М., 1973, в соавт.; «Психометрика утомления», М., 1977, в соавт.; «Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, в соавт.; «Функциональная структура действия», М.,1982, в соавт др.). Дальнейшая сфера научной работы З. существенно расширилась и касалась трех направлений: (1) психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности. (2) Проблем теорииетодологии и истории психологии («Методологические вопросы психологии», М., 1983, в соавт.; «Человек развивающийся. Очерки российской психологии», М., 1994, в соавт.; «Мысль и слово Густава Шпета», М., 2000). (3) Проблем «человек—техника», которую З. трансформировал в проблему «Человек—культура—техника» («Основы эргономики», М., 1979, соавт. В.М. Мунипов). Особо следует отметить научно-координационную деятельность З., который совместно с коллегами возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Привлекал к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения, сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами – А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, П.А Шеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др.. Инженерная психология создавалась как наука и ее концептуальный строй (принципы анализа деятельности оператора, понятия информационной и образно-концептуальной моделей и т.д.) также были делом научно-практических трудов З. Он один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: “эргономика». Под его ред. были разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов ВНИИТЭ. Работы З. в 1990-е гг. выходят за пределы экспериментально-прикладной проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно широкой области творческого приложения своих сил – проблемам личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. Рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э. Мандельштама и философские идеи М.К. Мамардашвили ( «Возможна ли поэтическая антропология?», М., 1994; «Аффект и интеллект в образовании», М., 1995; «Образ и деятельность», М., 1997; «Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии», М., 1997; «Живое знание. Психологическая педагогика», Самара, 1997; «Психология доверия», М., 1999). З. - автор первых отечественных учебников по эргономике для вузов: «Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды» (М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор и редактор 4-х выпусков «Зрительные образы: феноменология и эксперимент» (1972 -1975). Автор и соред. «Психологического словаря», (М., 1983; 1996) и книги «Психологические основы педагогики», М., 2002. Свыше 100 его работ, в том числе 12 монографий, изданы за рубежом на англ., франц., испан., японском, венгерском, чешском и др. языках.

Карпенко Л.А.