ЗИНЧЕНКО Петр Иванович (1903 – 1969)
– украинский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии,
известный исследователь мнемических процессов, один из создателей Харьковской
психологической школы. Д-р психологических наук (1959), профессор (1960). За
разработку проблемы непроизвольного запоминания удостоен премии им. К. Д.
Ушинского (1961 г.).
Участник ВОВ. После окончания педагогических курсов (1921) работал учителем
начальных классов в сельской школе, затем инспектором народного образования. С
1926 по 1930 г.
учился в Харьковском ин-те народного просвещения, затем в аспирантуре
Украинского НИИ педагогики (1930-1933). С 1934 по 1951 г. – доцент кафедры
психологии Харьковского педагогического ин-та иностранных языков. Одновременно
вел научно-исследовательскую работу в УНИИ педагогики и под руководством А. Н.
Леонтьева во Всеукраинской психоневрологической академии (1932 - 1936). В 1936 г. защитил канд. дис.
на тему: “О забывании и воспроизведении школьных знаний” (опубликована как
монография в 1939), в которой обосновал гипотезу о смысловом характере
непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности
человека, разработал оригинальную, принципиально новую методику исследования
процессов запоминания. В 1959
г. защитил докт. дис. на тему “Непроизвольное
запоминание” (опубликована как монография в 1961 г), в которой раскрыл
основные закономерности непроизвольной памяти, вывел зависимость процессов
памяти от структуры и условий организации деятельности, от ее целей, мотивов,
способов логической организации учебного материала. Этот капитальный труд
обогатил психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для
практики обучения. Идеи, изложенные З. в этой книге, изменили постановку
проблемы памяти в психологии, стали общепризнанными и вошли во все новые
учебники психологии. С 1960 г.
З. - профессор Харьковского ун-та, где в 1961 г. организовал кафедру психологии и
лабораторию психологии обучения. Стимулировал появление ряда новых направлений
в исследовании мнемических процессов: информационного и
структурно-функционального. Под его руководством проводились исследования
проблем общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры
мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти
в связи с количеством и ценностью информации. В общей сложности было
опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических работ. В 1965 г. под его редакцией
был издан сборник трудов кафедры “Проблемы инженерной психологии”, а в 1969 г. – коллективная
монография “Проблемы психологии памяти”. Еще одно важное исследовательское
направление касалось проблемы повышения эффективности обучения и продуктивности
памяти в обучении. Лаборатория психологии обучения, где велись эти исследования
под руководством З, стала признанным центром
пропаганды новых психологических знаний среди учителей. В 1968 г. по результатам
исследований была издана коллективная монография “Проблемы памяти и обучения”,
а в 1969 – учебник “Психология” для педвузов (под ред. Г. С. Костюка).
Л.А.
Карпенко, В.А. Кольцова