Активность — 1) “причинность причины” (И. Кант); 2) деятельное
состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное
существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного
движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом
может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций
живого существа, его места в мире, вообще говоря, — о воспроизведении любых
измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и
неотъемлемые. Имея в виду это особое качество — способность к самодвижению, в
ходе которого индивид воспроизводит себя — говорят, что он выступает как
субъект А. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта
представлены такие проявления А., как активация, безусловно- и условнорефлекторные акты, поисковая А., произвольные акты,
воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с
деятельностью А. субъекта определяется как динамическое условие ее становления,
реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. А. характеризуется здесь следующими свойствами: спонтанностью, т.е.
обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в
момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности
предшествующей ситуацией; произвольностью, т.е. обусловленностью того, что
совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения;
надситуативностью, т.е. выходом за границы предустановленного, в отличие от
приспособительности как ограниченности действий рамками заданного;
действенностью, т.е. устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие
от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит
встретиться в будущем. Феномен А. как единства спонтанности, произвольности,
надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной
«причинно-следственной» схемы, а также схемы «целевой причинности». По-видимому,
необходимо выделить особый тип причинности, определяемый спецификой актуального
состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа
актуальной. В отличие от детерминации со стороны прошлого (обычные
причинно-следственные отношения) или со стороны возможного будущего (целевая
детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение
«момента». Корректная форма описания такого типа причинности содержится в
работах Канта — в его представлениях о «взаимодействии» (или «общении»)
субстанций.
В.А. Петровский