Душа (в психологии) — 1) понятие, отражающее исторически
изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в философско-религиозной
традиции и ориентированной на нее психологии Д. — это нематериальное,
независимое от тела животворящее и познающее начало. Возникновение понятия “Д.”
связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок,
смерть и т. д. Сновидения воспринимались как впечатления Д., покидающей во сне
тело и обретающей независимое от него существование. Дальнейшее развитие
представлений о Д. происходило в контексте истории психологии и выражалось в
столкновении различных учений о психике. Уже в период античности было известно,
что органом Д. является головной мозг (Алкмеон), сама же Д. представлялась
одним из видов вещества: Д. как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен),
смешение четырех элементов (Эмпедокл) и др. Впервые положение о неотделимости
Д. от тела выдвинул Аристотель, согласно которому Д. у человека выступает в
трех модификациях: растительной, животной и разумной. Это
учение было преобразовано в идеалистическое (Фома Аквинский) в эпоху
средневековья (авероизм, монопсихизм). В новое время Декарт отождествил
Д. с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о Д.
было заменено понятием о душевных явлениях. 2) В повседневном словоупотреблении
(вне теологической трактовки) Д. обычно соответствует понятию «внутренний мир
человека» и понимается как богатство его чувств, мыслей и стремлений. В житейском понимании «душевность», предполагает наличие у человека
доброты, заботливости, честности, в противоположность «бездушию» – жестокости,
эгоизму, коварству.