ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой
вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного). Он начал
разрабатывать его на рубеже 1910-20-х гг. в качестве принципа творческой
самодеятельности субъекта. Для Рубинштейна утверждение единства сознания
(вообще психики) и деятельности означало, что надо понять психику не как нечто
лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность
субъекта, реального индивида и в самой деятельности, в поведении человека
раскрыть его психологический состав, превратив тем самым деятельность человека
в предмет психологического исследования. Таким предметом психологии должна
стать не только внутренняя, духовная, умственная деятельность, но и та реальная
практическая деятельность, посредством которой люди преобразуют природу,
общество и самих себя, - в ее психологическом аспекте. Иначе говоря,
деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических
процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности и
поведения, являются условием их адекватного выполнения (поведение здесь - не
бихевиористский термин, а нравственная характеристика деятельности). Основанием
единства психики и деятельности является субъект. Такова суть рубинштейновского
варианта деятельностного подхода, отличающегося от другого варианта,
основанного на теории интериоризации А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. С.Л.
Рубинштейн критиковал эту теорию за то, что интериоризация в ней понимается как
механизм возникновения психики, а не как лишь один из этапов психического
развития человека. Психика не может возникать, порождаться по
мере интериоризации внешних практических действий во внутренние, потому что
простейшие психические явления уже участвуют в регуляции даже самых первых
младенческих практических действий, вообще самых ранних этапов изначально
практической деятельности. По Рубинштейну, психика не возникает, не
порождается в такой деятельности, а формируется и развивается в ней.
А.В. Брушлинский