ЛИЧНОСТЬ — 1) человек как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в
социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной
деятельности и общении. В категориальной системе психологии Л. имеет характер
субстанциональной категории. В «гормической психологии» (В.
Мак-Даугалл), в психоанализе (3. Фрейд, Л. Адлер) Л.
трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.
Бихевиоризм фактически снимал проблему Л., которой не оставалось места в
механистической схеме «С — Р» («стимул—реакция»).
Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К.
Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса обнаруживают определенную
ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на
анализ проявлений Л. (К. Левин), в индетерминизме в «гуманистической
психологии» и экзистенциализме. Заметны успехи западной эмпирической психологии
в области психотерапии Л., тренинга общения и т.д. В российской психологии человека
как Л. характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений,
субъектом которых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая Л. выступает как целое, в котором познание
окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Л. рассматривается в
единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя – индивида и
условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев). Природные свойства и
особенности индивида выступают в Л. как социально обусловленные ее элементы.
Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею
черты характера становятся особенностями Л. в силу социальной детерминации. Л.
является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со
своим эффектом в психике индивида (С.Л. Рубинштейн). Возникновение Л. как
системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с
другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и
себя, становясь Л. (А.Н. Леонтьев). Л. характеризуется активностью, т.е.
стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей
деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых
предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.). Л. характеризуется
направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов,
убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности
человека; глубинными смысловыми структурами («динамическими
смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и
поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и
преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов (принцип
деятельностного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к
действительности: отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе,
А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили), диспозиции (по В.Я. Ядову) и т.п. Развитая Л. обладает развитым самосознанием, что не исключает
неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности Л.
Субъективно для индивида Л. выступает как его «Я» (образ «Я», Я - концепция),
система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности
и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая
себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.
Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в
будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т.д. Соотнесение образа «Я» с
реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет Л. изменять свое поведение
и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению Л.
является важным фактором направленного воздействия на Л. в процессе воспитания.
Л. как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех
репрезентациях, образующих единство (В.А. Петровский). 1) Л. как относительно
устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы
психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности Л.
(Л.И. Божович), структура характера Л., особенности темперамента, способности
(работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина и т.д.); 2) Л. как
включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения
и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их
участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании
межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов Л.
— личностное выступает как групповое, групповое — как
личностное (А.В. Петровский); 3) Л. как «идеальная представленность»
индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их
наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком
смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер Л.
других людей (В.А. Петровский). Индивид в своем развитии испытывает социально
детерминированную «потребность быть Л.», т.е. полагать себя в жизнедеятельности
других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть
Л.», реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности
«способности быть Л.» могут выявляться с помощью метода отраженной. Развитие Л.
осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания.
А.В.
Петровский