ПОВЕДЕНИЕ
— совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно
закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой. Субъектом П.
может выступать как естественное (биологическое, социальное), так и
искусственно созданное человеком образование. П. естественных субъектов, в
отличие от П. искусственных, сопровождается необратимыми интегративными
внутренними процессами (в психике организма либо в социальной жизни группы,
общества). П. животных изучает специальная наука этология, П. человека –
психология, П. групп людей – социология и социальная психология, П. моделей и
автоматов – кибернетика. Особенностями П. являются: наличие
нескольких уровней его построения, в зависимости от степени осознанности
контроля; наличие нескольких (многих) степеней свободы в активности субъекта,
число которых сокращается с увеличением автоматичности действий; наличие
направленности; доминирующая роль внутренней активированности подсистем
жизнеобеспечения субъекта среди других регуляторов П.; существование единого
алгоритма построения единицы П. (отдельного акта, действия, стратегии);
наличие спонтанных действий и не всегда (в отличие от деятельности)
целенаправленный и осознанный характер; наличие (в отличие от общей активности)
периодов направленной либо спонтанной релаксации. Реальное П. субъекта
регулируется не одним, а несколькими мотивами и установками, при этом
существует иерархия мотивов и диспозиций, в то же время достижение одной цели
может сопровождаться в разное время разной последовательностью и составом
действий и направляться разными мотивами. Активированность функциональных
систем организма и основанные на ней потребности выступают внутренними
побудительными факторами П., стимулирующими субъекта ко
взаимодействию со средой. В ходе взаимодействия со средой осуществляется
активная адаптация П. субъекта к ее особенностям и формирование соответствующих
ей внутренних психологических регуляторов. П. имеет импликативную структуру: в
нем можно выделить наиболее глобальные единицы – стратегии П., состоящие из
более мелких единиц – действий, в состав которых входят операции. Выполнение
операций осуществляется на подсознательном уровне регуляции, выполнение
действий – при контроле сознанием текущей ситуации, выполнение стратегий – при
осознании общих ценностей жизнедеятельности субъекта. Каждая из этих единиц
строится по алгоритму функциональной системы (П.К. Анохин, Модели поведения),
блоки которой с повышением уровня импликации соответственно укрупняются и
представляют собой сложившиеся на нижележащем уровне функциональные системы.
А.Р. Лурия также ввел представление о трех основных функциональных блоках
построения П., которые соотносятся с деятельностью определенных мозговых
структур: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок получения, переработки и
хранения информации и блок программирования, контроля и регуляции. Тем самым П.
может быть рассмотрено как процесс формирования новых и реализации сложившихся
функциональных систем. Детальный анализ единичных операций принято называть
молекулярным анализом П., целостный анализ П. в зависимости от его
направленности – молярным анализом П. (Э. Толмен). Выделяют внутренний,
интрапсихологический план П. и его внешние проявления. П.
было объявлено главным предметом психологии в рамках развившегося в первой
половине ХХ-го века в США бихевиоризма, который изучал скорее внешние
поведенческие проявления, закономерности реагирования на определенную
стимуляцию при определенных условиях (схема "стимул – реакция") (Э.
Торндайк, Дж. Уотсон, Э. Зингер, Э. Газри, У. Хантер, К. Лешли. В 1930-40-е гг. бихевиоризм, под нажимом критики, развивается в
новое течение – операционализм, отождествляющее содержание научных понятий,
психические реалии и определенные двигательные операции, посредством которых
они наблюдаются (П. Бриджмен), и, на основе операционализма – необихевиоризм,
вводящий в схему "стимул – реакция" промежуточные переменные –
потребностные, познавательные, условия подкрепления (Э. Толмен, К. Халл, Б.
Скиннер). В концепциях П. встречаются такие крайности, как
механистический детерминизм (определяемость П. действием в основном физических
сил), биологический детерминизм (при котором главной причиной П., в том числе
социального, ставятся инстинкты (В. Мак-Дугалл), либо психофизиологические
факторы), идеологический детерминизм (при котором абсолютизируется степень
влияния социального воздействия на регуляцию П. человека).
Эволюционно-системный подход рассматривает П. человека как П. эволюционирующей
системы "человек–среда" и также эволюционирующих подсистем
жизнеобеспечения организма человека. Эволюция каждой из этих систем
характеризуются этапами гомеостаза (динамического и структурного равновесия,
устойчивых психологических образований) и кризисов (с фазой потери динамической
устойчивости, фазой непредсказуемого (хаотического) состояния и фазой
становления нового режима жизнедеятельности). Закономерности внутреннего
развития (эволюции организменных подсистем) проявляются в П. животных и человека
в возрастных особенностях П. и в наследственных и эволюционных программах
развития. Н.А. Бернштейн показал, что любое, даже автоматическое действие
строится каждый раз заново, и сопровождается необратимыми интеграционными
процессами в системах восприятия и регуляции движения. Закономерности
взаимодействия со средой определяются характеристиками среды,
интериоризированными субъектом П. исходя из его собственных особенностей. В
ходе интеграции биологических и социальных факторов в П. биологическое проявляется
в динамических характеристиках потенциала организма, потребность реализации
которого выступает движущими силами П. любого организма, в то время как
движущими силами искусственных объектов являются внешние по отношению к ним
факторы. Социальное выступает для человека в формах реализации этого
потенциала, которые определяются его включенностью в то или иное культурное
окружение. Формальный анализ компонентов окружения (ситуаций), формирующих то
или иное П., выделяет, например: мотивацию, правила, роли участников ситуации,
физическую сцену, систему понятий, необходимые навыки и элементы П.,
поведенческие акты в соответствии с репертуаром эпизодов, предполагаемых в
ситуации (М. Аргайл); погоду, социальные институты, социоэкономический статус,
информационную структура группы; исследователями были также предложены шесть
способов концептуализации человеческого окружения: 1) экологические параметры,
включая физические факторы, такие, как география, климат и архитектура; 2)
параметры организационной структуры, такие, как служебные нормы; 3) личные
характеристики действующего, такие, как возраст и способности; 4) поведенческие
комплексы со средовыми компонентами; 5) функциональные или подкрепляющие
элементы обстоятельств; 6) психосоциальные характеристики и организационный
климат.
И.Н. Трофимова