ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (в психологии) [лат. determinare – определять; principium
– основа, начало] — признание необходимости изучать закономерные зависимости
психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. — закономерная и
необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. включает причинность как совокупность обстоятельств,
предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим
объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д. п., а именно:
системный Д. п. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого),
Д. п. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину),
статистический Д. п. (при одинаковых причинах возникают различные в известных
пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности),
целевой Д. п. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его
достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой
различных форм Д. п. Длительное время оно ориентировалось на механический Д.
п., который представлял обусловленность психических явлений материальными
факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по
образцу работы технических устройств (машин). Несмотря
на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только
как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о
рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д.
п., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном
отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания
функцию. Если механический Д. п. представлял
психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве
неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было
установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение,
возник психологический Д. п., получивший, однако, неадекватную теоретическую
трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей
материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д.
п. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М.
Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на
организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по
законам, отличным от физических и биологических,
и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в
психологию идей естественнонаучного психологического Д. п. привело к ее
обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные
собственным закономерностям. Новая форма Д. п. была разработана марксистской
философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе
жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации Д. п. на уровне
психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип
объяснения психики человека с позиций диалектического материализма обусловлен
положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей
предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности
одновременно порождаются и “внешнее” (продукты материальной и духовной
культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и “внутреннее”
(сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих
продуктах). В этом плане может быть осмыслена “самопричинность” индивида,
представление о том, что индивид есть причина себя в
своих взамоотношениях с миром. Возможность самопричинности базируется на идее
синхронной причинности, согласно которой каждый временнóй срез жизни
индивида заключает в себе события, обладающие абсолютной новизной по отношению
к событиям прошлого (несводимость настоящего к прошлому); именно такие
инновации составляют сущность самопричинности (В.А. Петровский).
М.Г.
Ярошевский