ПСИХИКА [греч. psyhẽ - душа] — 1) по М.Г. Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи живых существ с
предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и
действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает
качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа
преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает
внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью.
Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях
функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости
человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в
различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку
затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных
и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином
«душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении
движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого
поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души
как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в
образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным
религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал; 2) по В.А. Петровскому,
система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода
объективных и субъективных атрибутов его бытия.
Под “субъективным” подразумевается свойственная живому
существу (и только ему) система феноменов, каждый из которых характеризуется
двойственностью – с одной стороны, представляет собой переживание живого
существа, нечто внутреннее, а с другой – может быть соотнесен с чем-то внешним
по отношению к нему, объективным (идея двойственности содержаний психики,
психического переживания впервые была сформулирована С.Л. Рубинштейном). Категория “субъективного” включает в себя образы мира (конфигурации
переживаний – “чувственной ткани”, в которых воспроизводятся формы объектов),
мысли (“усмотрение отношений” как специфическое переживание), цели и побуждения
(чувственные прообразы будущего), аффекты, эмоции, чувства, настроения и др.
Неотчуждаемость “субъективного”, “внутреннего” от индивида может быть осмыслена
в соответствии с различением условий порождения и существования этих феноменов.
Будучи произведенным однажды, “субъективное”
неотделимо от производящих его условий (локус существования того, что возникло,
совпадает здесь с локусом возникновения его). По этой причине внутреннее,
субъективное невозможно каким-либо способом “увидеть”, “подсмотреть”
(сфотографировать или каким-либо еще способом воспроизвести) с позиции внешнего
наблюдателя: оно не распространяется, подобно волне, и не перемещается, подобно
вещи; оно принадлежит исключительно индивиду, составляет его достояние,
имманентное свойство. В отличие от этого объективное есть всеобщее достояние,
“существует для всех”.
П., по
отношению к объективному и субъективному, есть “нечто третье” – особый род
бытия, описываемый понятиями “сопредельное”, “переходное”, “связующее”.
Процессы и состояния, объединяющие внешние и внутренние образующие бытия
индивида, объективные и субъективные измерения его жизни, опосредствуют
движение “извне во внутрь” и “изнутри во вне”. В
первом случае имеется в виду “перенос” форм внеположных индивиду объектов во
внутренний, субъективный план (познание в широком смысле), во втором –
встречное движение (порождение и воплощение во вне
внутренних моделей мира).
Сказанное, разумеется, не означает, что содержания
субъективного все без остатка могут быть сведены к каким-либо внешним
воздействиям, имея свой прототип во вне и являясь копиями (отражениями) этого
прототипа. Точно так же и объективное сохраняет своего рода дистанцию
по отношению к психическому: не всё в объективном
актуально “переводится” психикой в субъективный план и не всё являет собой
воплощение субъективного. Но каждый процесс, каждое состояние или свойство
психики представляет собой единство “центробежного”
(ориентировочная активность) и “центростремительного” (исполнительная
активность) переходов объективного в субъективное и субъективного в
объективное. Когнитивные акты, такие как восприятие, память, воображение,
реализуют переход “извне во внутрь” (во всех случаях этот переход
опосредствуется активностью индивида, направленной во
вне). Акты поведения – импульсивные, произвольные и волевые формы активности –
реализуют обратный переход – “изнутри во вне” (данный
переход опосредствуется процессами, ориентированными противоположным образом –
извне во внутрь). В мышлении человека противоположность
“центробежного” и “центростремительного” снимается: человек, мысля, придает
статус реально сущего тому, что до этого имело для него характер чего-то
гипотетического, воображаемого, и при этом открывает для себя (усматривает)
некоторые реальные отношения, предсуществующие ему, внеположные.
Подобно
психическим процессам, психические состояния также являются переходным звеном
между субъективными и объективными аспектами жизнедеятельности индивида: они
реализуют функцию воспроизводства ситуации и играют регулятивную роль. В некоторых случаях психические состояния способны “порождать” свой
объект, т.е. являются “самоподтверждающимися” (так, страх оступиться повышает
вероятность падения, ревность “порождает” соперника и т.п.).
Отдельные
психические процессы и состояния выступают в единстве, образуя целостные
системы активности, реализующие взаимопереходы объективного и субъективного. Таковы “предметная деятельность” (в трактовке А.Н. Леонтьева),
установка (в теории Д.Н. Узнадзе), “настроение” (в концепции М.Я. Басова), “Я”
(как особая идея) и др. П. человека, рассматриваемая структурно и динамически,
в единстве ее предпосылок и продуктов, есть многослойное движущееся
образование: она неограниченно простирается вглубь бытия, во вне субъекта,
превращая внеположное бытие человека в мир “предметов” его активности
(используя при этом особую “хитрость” – давать возможность объектам
воздействовать друг на друга, что, как отмечал Г. Гегель, позволяет субъекту
осуществлять в них свою волю). И вместе с тем П. человека, субъективируя
окружающий мир и опираясь при этом на свои собственные субъективные проявления,
способна подниматься по ним, как по “ступенькам”, всё выше – всё
более отдаляясь от своей объективной основы; так формируются идеальные
образования человеческого духа. П., т.о., относится к субъективным продуктам
собственного творчества (мир субъективных явлений) так же, как и к объективной
реальности: копирует нечто в том, что она сама создала, опускает что-то при
этом, усиливает подчеркиванием, “группирует” наново. Эффекты восприятия двойственных картинок (“старуха – молодая
девушка”), “фигура–фон” (два профиля – ваза), шахматных полей, которые
буквально на глазах наблюдателя складываются в различные узоры, акустических
рисунков (перестук колес, в котором человек способен по своему произволу
слышать то один стихотворный размер, то другой), всё это – творения психики,
результат вторичного психического отражения того, что уже было ранее отражено.
Из
определения П. с полной очевидностью следует, что существуют осознаваемые
(присутствующие в субъективном плане) и неосознаваемые ее содержания. П. – и
исторически, и логически – непосредственно неосознаваемое образование. С этой
точки зрения, проблема сознания, осознаваемости П. составляет для психологии
как науки проблему более высокого порядка, чем “проблема бессознательного”,
неосознаваемого (в то время как с обыденной точки зрения “бессознательное”
выглядит явлением более загадочным и необъяснимым, чем “сознательное”).
Осознание основано на отражении (рефлексии) психического в субъективной сфере индивида;
сознание – своего рода автопортрет П. вместе с ее предпосылками и результатами.
Взгляд
на П. как инстанцию опосредствования во взаимоотношениях объективных и
субъективных аспектов бытия живых существ позволяет иначе сформулировать
традиционную психофизическую проблему: основной вопрос – не в том, как физическое соотносится с психическим; вопрос в том, как –
посредством психического – объективное соотносится с субъективным. Разумеется,
логическая форма разрешения этой проблемы – прерогатива философского знания
(психофизическая проблема до сих пор в философии не разрешена). Психология как
область конкретно-научного знания теоретически и экспериментально разрешает
другую задачу: она создает и операционализирует конструкты, в которых может
быть описан и эмпирически установлен характер соотнесения объективных и
субъективных аспектов жизнедеятельности живого существа во взаимопереходах.
Можно считать установленным, что между ними существуют каузальные
(причинно-следственные, “диахронические”) и акаузальные (непричинные,
“синхронические”) связи. Т.о., глобальный конструкт “П.”, в
значении посредника между “объективным” и “субъективным”, реализует в себе
исторически сложившиеся представления о взаимодействии и взаимосоответствии
(“сосуществовании”, “параллелизме”) внешнего и внутреннего, телесного и
душевного, идею нерасторжимости объективного и субъективного атрибутов бытия.
В
рамках теоретической психологии П. раскрывает себя в системе
протопсихологических, базисных и метапсихологических категорий.
М.Г.
Ярошевский, В.А. Петровский