ПСИХОЛОГИЯ [греч.
psyhẽ -
душа, logos – слово, понятие,
учение] — многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой
являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и
поведения животных. Современная П. представляет собой
весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях
формирования, связанных с различными областями практики.
Возможными
основаниями классификации отраслей психологической науки могут служить: 1)
норма и патология психики и личности человека; 2) виды конкретной деятельности;
3) развитие личности и психики человека и животных; 4) отношение человека (как
субъекта развития и деятельности) к природе, обществу, где осуществляется его
деятельность и развитие. Итак, первое основание – норма и
патология в П. Сюда могут быть отнесены такие отрасли, как: общая П. (в
традиционном ее понимании в качестве учения о психических процессах и
состояниях психики и личности человека), психофизиология, психофизика, патопсихология,
клиническая психология, психология здоровья и др. Второе основание
классификации – психологические аспекты различных видов деятельности:
педагогическая П., инженерная П., юридическая П., космическая П., военная П.,
спортивная П. и др. Третье основание – выделение отраслей П.,
основывающихся на принципе развития: возрастная П. (П. детского, подросткового,
юношеского возрастов, П. зрелости, геронтология), психогенетика, зоопсихология
(сравнительная П. развития психики человека и животных), этология и др.
Четвертое основание классификации – взаимоотношения и взаимодействия человека,
природы и общества: социальная П., П. личности (персонология), политическая П.,
экологическая П. и др. Т.о., видно, что для
современной П. характерен процесс дифференциации, порождающий значительную
разветвленность отраслей П., которые нередко весьма далеко расходятся и
существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви П.
тяготеют к разным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д.,
между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет
исследования – факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация
П. дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит,
во-первых, “стыковка” П. со смежными науками (через инженерную
П. – с техникой, через педагогическую П. – с дидактикой и т.д.), во-вторых,
внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее
не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно
которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную
деятельность, намечается сближение социальной П. и П. труда.
История
П. насчитывает не менее двух тысяч лет своего существования, на протяжении
которых она развивалась главным образом в недрах философии и естествознания.
Лишь постепенно, начиная с ХХ века, она выкристаллизовалась в самостоятельную
науку. К концу ХХ в. складываются категориальные системы П. как ее общее
методологическое основание и существенно возрастает ее значение в связи со все большей включенностью П. в различные виды
практической деятельности. Это привело к значительному увеличению количества
психологов, а также к широкому развитию сети психологических учреждений во всех
цивилизованных странах. Вместе с тем необычайно велико число научных школ и
теорий, объясняющих сущностные характеристики психики и личности человека,
дополняющих друг друга и зачастую вступающих в противоречие друг с другом. Настоящий и последующие тома “Психологического лексикона”
дают развернутую характеристику П. в ее важнейших обнаружениях.
М.Г.
Ярошевский