ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ —
наука, предметом которой является саморефлексия психологии, выявляющая и
исследующая ее категориальную систему (биоцентрические, протопсихологические,
базисные, метапсихологические, социоцентрические категории), объяснительные
принципы (детерминизм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие
на историческом пути развития психологии (психофизическая проблема,
психогностическая проблема и др.), а также само психологическое познание как
особый род деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998, 2000). Термин
"Т. п." встречается в трудах многих авторов, однако до последнего
времени он не был использован для оформления особой научной отрасли. Элементы
Т. п., включенные в контекст как общей психологии, так
и прикладных ее отраслей, представлены в трудах российских и зарубежных ученых.
Анализу подвергались многие аспекты, касающиеся природы и структуры
психологического познания. Саморефлексия науки обострялась в кризисные периоды
ее развития. Так, на одном из рубежей истории, а именно в конце XIX—начале ХХ вв., разгорелись дискуссии по
поводу того, на какой способ образования понятий должна ориентироваться
психология — либо на тот, что принят в науках о природе, либо на тот, что
относится к культуре. В дальнейшем с различных позиций обсуждались вопросы,
касающиеся предметной области психологии в отличие от других наук и
специфических методов ее изучения. Неоднократно затрагивались такие темы, как
соотношение теории и эмпирии, эффективность объяснительных принципов,
используемых в спектре психологических проблем, значимость и приоритетность
самих этих проблем и др.
Наиболее
весомый вклад в обогащение научных представлений о своеобразии самой
психологической науки, ее состава и строения внесли российские исследователи
советского периода Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов.
В последующий период – М.Г. Ярошевский, Л.М. Веккер, А.В.
Брушлинский, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и
др. Однако до конца 1990-х гг. не выделялись собственные составляющие Т. п. из
содержания различных отраслей психологии, где они существовали с другим
материалом (понятиями, методами изучения, историческими сведениями,
практическими приложениями и т.п.). Так, С.Л. Рубинштейн в своем
капитальном труде "Основы общей психологии" дает трактовку различных
решений психофизической проблемы и рассматривает концепцию
психофизиологического параллелизма, взаимодействия, единства. Но этот круг
вопросов не очерчивается им как предмет изучения особой отрасли, отличной от
общей психологии, которая обращена прежде всего к
анализу психических процессов и состояний. Т. п., т.о., не выступила для
Рубинштейна (как и для других ученых) в качестве особой интегральной научной дисциплины.
Особенностью
формирования Т. п. в настоящее время является противоречие между уже
сложившимися ее компонентами (категориями, принципами, проблемами) и ее
непредставленностью как целостной области, как системы психологических
категорий. В настоящее время сделана попытка устранить это противоречие.
В
контексте Т. п. возникает проблема соотношения эмпирического знания и его
теоретического обобщения. При этом сам процесс психологического познания
рассматривается как особого вида деятельность. Отсюда, в частности, возникает
также проблема соотношения объективных методов исследования и данных
самонаблюдения (интроспекции). Неоднократно вставал сложный в теоретическом
отношении вопрос о том, что фактически дает интроспекция, могут ли результаты
самонаблюдения рассматриваться наравне с тем, что удается обрести объективными
методами (Б.М. Теплов). Не получается ли так, что, заглядывая в себя, человек
имеет дело не с анализом психических процессов и состояний, а только лишь с
внешним миром, который в них отображен и представлен?
Важной
стороной рассматриваемой отрасли психологии выступают ее прогностические
возможности. Теоретическое знание является системой не только утверждений, но и
предсказаний по поводу возникновения различных феноменов, переходов от одного
утверждения к другому без непосредственного обращения к чувственному опыту.
Выделение
Т. п. в особую сферу научного знания обусловлено тем, что психология способна
собственными силами, опираясь на собственные достижения и руководствуясь
собственными ценностями, постичь истоки своего становления, перспективы
развития. Между тем в недавнем прошлом "методология (здесь имелся в виду
диалектико-материалистический метод) решала все", хотя процессы
возникновения и применения методологии могли не иметь с психологией ничего
общего. У многих до сих пор сохраняется вера в то, что предмет психологии и ее основные категории могут быть изначально взяты
откуда-то извне — из области внепсихологического знания. Огромное число
распространенных методологических разработок, посвященных проблемам
деятельности, сознания, общения, личности, развития, написаны философами, но
при этом адресованы именно психологам. Последним вменялось в
обязанность особое видение своих задач — в духе вполне уместного в конце XIX в. вопроса "Кому и
как разрабатывать психологию?". Ответ на него находился в поиске
тех областей научного знания (философии, физиологии, теологии, социологии и
т.д.), которые созидали бы психологическую науку. Поиск психологией в себе
самой источников своего роста, "ветвлений", расцвета и появления
ростков новых теорий был бы абсолютно немыслим вне обращения психологов к
специальным философским, культурологическим, естественнонаучным и
социологическим работам. Однако при всей значимости той поддержки, которую
оказывают психологии непсихологические дисциплины, они не способны подменить
собой труд самоопределения психологической мысли. Т. п. отвечает на этот вызов:
она формирует образ самой себя, вглядываясь в свое прошлое, настоящее и
будущее.
Т. п.
не равна сумме психологических теорий. Подобно любому
целому, она представляет собой нечто большее, чем собрание образующих ее
частей. Различные теории и концепции в составе Т. п. ведут диалог друг с
другом, отражаются друг в друге, открывают в себе то
общее и особенное, что роднит или отдаляет их. Т.о., перед нами — место
"встречи" этих теорий.
До сих
пор ни одна из общепсихологических теорий не могла заявить о себе в качестве
теории, действительно общей по отношению к совокупному психологическому знанию
и условиям его обретения. Т. п. изначально ориентирована
на построение подобной системы научного знания в будущем. В то время как
материалом для развития специальных психологических теорий и концепций служат
факты, получаемые эмпирически и обобщаемые в понятиях (первая ступень психологического
познания), материалом Т. п. являются сами эти теории и концепции (вторая
ступень), возникающие в конкретных исторических условиях.
Неразрывно
связанные области психологической науки — история психологии и Т. п. — тем не менее существенно различаются по предмету исследования.
Задачи историка психологии состоят в прослеживании путей развития исследований
и их теоретического оформления в связи с перипетиями гражданской истории и во
взаимодействии со смежными областями знаний. Историк психологии следует от
одного периода становления науки к другому, от характеристики взглядов одного
видного ученого к анализу воззрений другого. В отличие от этого Т. п.
использует принцип историзма для аналитического рассмотрения результата
развития науки на каждом его (развития) этапе, вследствие чего становятся
явными составляющие современного теоретического знания в наиболее значимых
характеристиках и подходах. Исторический материал в этих целях привлекается для осуществления теоретического анализа.
А.В.
Петровский