ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ —
процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений
мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным,
характеризоваться временной динамикой. Существует ряд
механизмов Ц.: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор
одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их
осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование
неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от
предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной
последовательности целей. Исследования Ц. образуют одно из важных
направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и
совместной): изучаются зависимость Ц. от мотивации деятельности, роль эмоций в
актах Ц., оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей.
Анализ Ц. ведется в функциональном плане, в плане исторического развития
психики, онтогенетического развития психики и биологической предыстории целей
как осознанных образов будущих результатов действия.
О.К.
Тихомиров