ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в
психологии) — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как
целостных феноменов. Основные составляющие Ц. п.: 1) решение
вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение,
сознание в целом, деятельность и т.п.) и "степени" ее целостности:
является ли данное целое (система) "суммативным" (целое равно сумме
своих частей, как понимались, например, ассоциативные образования в ассоциативной
психологии), "организованным" (части имеют свои свойства, но при
вхождении в целое изменяют их – так понималось гештальт-качество в
Австрийской школе), "органическим" (части не могут существовать вне
целого – психологическое поле, гештальт в гештальтпсихологии); 2) выделение
"целостных" единиц анализа, которые несут в себе основные свойства
этого целого (как молекула воды несет в себе свойства воды, а атомы водорода и
кислорода таковыми свойствами не обладают); 3) выделение целостнообразующих
факторов, т.е. оснований целого на данном этапе его развития (законы
"психологического поля" в гештальтпсихологии, эмоции и
"структуры" в Лейпцигской школе, "ведущая деятельность" в
концепции Д.Б. Эльконина и др.); 4) законы развития целого. Ц. п. был введен в
психологию гештальтпсихологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и
другими школами (в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории
деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, "описательной
психологии" В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной
проблемой представляется соотношение целостного и системного подходов в
психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются как синонимы, более
обоснованной представляется точка зрения, считающая Ц. п. составной частью
более общего системного подхода, который исследует не только целостность
систем, но и другие их свойства и компоненты (например, феномен обратной связи,
функции того или иного элемента в системе и т.п.).
Е.Е.
Соколова