ЦЕННОСТЬ
— понятие, используемое в
философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как
значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов.
В различных подходах Ц. рассматриваются как атрибут материального или
идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает Ц. или является Ц.);
как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное
или индивидуально-специфическое образование. Основной вопрос философского
анализа проблемы Ц. заключается в понимании ее природы. В субъективном
переживании ориентации на Ц. содержится некоторая двойственность: с одной
стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его
индивидуальности, с другой стороны – как нечто высшее, трансцендентное
индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках.
Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме
Ц. в философии: в одном случае Ц. трактуется как чисто субъективный феномен,
порождение индивидуального сознания, в другом - как особая объективно-идеальная
сущность, трансцендентная материальному миру. Односторонность
и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы Ц., а также
утилитарно-психологической трактовки, видящей в Ц. лишь отражение потребностей
субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к Ц. Признавая объективный и
трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и
деятельности, социокультурный подход рассматривает Ц. как продукт
жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в
целом, каждая из которых выступает в этом
процессе как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности
социума, Ц. отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и
общие для всех его членов. Система Ц., характеризующих исторически конкретную
социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы
деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности
данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни. Можно говорить о двух
формах Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный
идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем
абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной
жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими,
"вечными" (истина, красота, справедливость) так и
конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых,
Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и
духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных
ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых,
мировоззренческих и т.п.). Другим основанием классификации Ц. выступает
классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они
являются. Наиболее общими являются общечеловеческие Ц. Их универсальность
и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей
различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой,
национальной, этнической и культурной принадлежности. Вместе с дифференциацией
образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям,
дифференцируются и Ц., порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие
его специфику. Можно говорить о системе Ц., характеризующих
не только историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых,
национальных и т.д. Ц., но также о специфических Ц. профессиональных и
демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений
людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность
социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой
исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых Ц. Социальные Ц.,
преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в
психологическую структуру личности в форме личностных Ц. Каждой личности
присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных Ц., которые выступают
связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности,
между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом
детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами,
формой представленности последних в психологической
структуре личности. Система личностных Ц. складывается в процессе
деятельностного распредмечивания индивидами содержания общеcтвенных
Ц., объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот
процесс является существенной составной частью процесса социализации личности.
В структуре зрелой, развитой личности Ц. выполняют функцию перспективных стратегических
жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во
вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм
Ц. Таким образом, взаимодействие личности и социальных
общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных Ц. Становление
системы Ц. в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации
ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники
индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными
потребностями. В структуре мотивации Ц. выполняют те же функции, что и
потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации
социальных Ц., превращения их в личностные Ц. и вытеснения последними
потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры
личностных Ц. Как нормальное, так и девиантное развитие Ц. сферы личности
происходит под опосредующим влиянием Ц. первичных малых групп, в которые
индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи. Как
правило, личностные Ц. характеризуются высокой
осознанностью, отражаясь в сознании в форме Ц. ориентаций. Ц. ориентации,
выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального
поведения личности, отражают, помимо личностных Ц., также широкий круг
социальных Ц., признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве
собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное,
неадекватное отражение личностных Ц. в сознании, так и
ориентация в плане сознания на Ц., не являющиеся реальными мотивами
деятельности личности.
Д.А. Леонтьев