ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее
высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное
и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое
единство. Ч. выступает как организм (наделенный психикой); индивид
(принадлежащий роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие
одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире,
других людях и в себе самом); носитель ролей (половых, профессиональных,
конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений,
самооценка, уровень притязаний и др.); личность (системное социальное качество
индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом
себе как в другом). Ч. является предметом изучения
ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии,
физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как
индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и
воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее
многообразие проявлений Ч. в эволюции природы, истории общества и в его собственной
жизни создало образы Ч., явно или скрыто существующие в культуре на
определенных этапах ее развития. В социологических,
психологических и педагогических представлениях существуют следующие
"образы Ч.", оказывающие непосредственное влияние на исследование и
практическую работу с людьми: "ощущающий Ч." (Ч. как сумма знаний,
умений и навыков; Ч."как устройство по переработке информации");
"Ч.-потребитель" (нуждающийся Ч. как система инстинктов и
потребностей); "запрограммированный Ч." (в поведенческих науках - Ч.
как система реакций, в социальных - как репертуар социальных ролей);
"деятельностный Ч." (Ч., осуществляющий выбор; Ч. как выразитель
смыслов и ценностей). Образ "ощущающего Ч.", наиболее ярко описанный
Э.Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств,
стал основой для разработки в XIX в.
психологии сознания (В. Вундт), а во второй половине XX в. -
когнитивной психологии. Последняя опирается на т.н.
компьютерную метафору, согласно которой Ч. - это
устройство по переработке информации. Если в практическом
человекознании, в т.ч. в педагогике, исходят из образа "ощущающего
Ч.", то личность сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как
продукт прошлого опыта, а процесс воспитания личности подменяется убеждениями,
уговорами, т.е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания
подобного подхода в обучении и воспитании Ч. происходит процесс "обнищания
души при обогащении информацией". Образ Ч. как вместилища нужд, инстинктов
и влечений утвердился в ряде направлений в психологии
прежде всего под влиянием психоанализа. Согласно З. Фрейду,
развитие "нуждающегося Ч." идет через непрекращающиеся конфликты,
разыгрывающиеся одновременно во внешнем и внутреннем планах: во внешнем - между
личностью и обществом, во внутреннем - между такими субстанциями
личности, как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я
(осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные
влечения). Многие направления - индивидуальная психология (А. Адлер),
аналитическая психология (К. Юнг), неопсихоанализ (Э. Фромм и др.) исходили в
своих представлениях из образа "Ч. нуждающегося", выводя
психологические закономерности из исследования динамики реализации и
удовлетворения различных потребностей и мотивов. Если в педагогике, в
технологии обучения и воспитания опираются на образ "Ч.
нуждающегося", то невольно проектируется особый тип личности -
интеллектуально пассивного потребителя информации. Образ
"запрограммированного Ч.", оформившийся в разных сферах человекознания,
определяет представления о Ч. в социобиологии (развитие Ч. как развертывание
генетических программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие
Ч. как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и
социально-психологических ролевых концепциях Ч. (поведение как разыгрывание
усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если
трактовка Ч. в психологии основывается на образе "запрограммированного
Ч.", то воздействие, так или иначе, сводится к удачному подбору стимулов и
подкреплений, на которые должны послушно реагировать “живые социальные
автоматы”. Образ "Ч.-деятеля" - основа
для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного
подхода к пониманию личности, гуманистического социального психоанализа и
экзистенциальной логотерапии. Если концепции личности исходят из образа
"Ч.-деятеля", то личность понимается как субъект ответственного
выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и
отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр
педагогического процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной
деятельности и общения между людьми. От образов Ч. в культуре и науке зависят
как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа
развития личности. Преобладание образов "ощущающего Ч.",
"нуждающегося Ч." и "запрограммированного Ч." во многом
обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и
обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и
персоногенетической ориентаций человекознания. В центре внимания представителей
биогенетической ориентации находятся проблемы развития Ч. как индивида,
обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент,
биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга,
органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по
мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе
созревания индивида лежат преимущественно потребностные процессы организма,
которые изучаются в психофизиологии индивидуальных различий, психогенетике,
психосоматике, нейропсихологии, психоэндокринологии и сексологии. Представители
разных течений социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы
социализации Ч., освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных
установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального
характера Ч. как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации,
или, в широком смысле, социальной адаптации Ч., разрабатываются главным образом
в социальной психологии, этнопсихологии, исторической психологии. В центре
внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания
и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания
индивидуального характера и способностей, самореализации, личностного выбора,
поиска смысла жизни. С изучением всех этих проявлений Ч. связана психология
личности, разные аспекты которой освещаются в психоанализе, индивидуальной
психологии и гуманистической психологии. В обособлении биогенетического,
социогенетического и персоногенетического направлений проявляется
метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов -
среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Ч. В
этой схеме свойства Ч. как индивида рассматриваются как
"безличные" предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного
пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет
собой источник, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение
Ч. Будучи условием осуществления деятельности Ч.,
социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы
знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития
Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством которых
осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через
преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет
самоосуществление, самореализация и персонализация Ч.
А.Г.
Асмолов