Я — процесс и результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. В категориальной системе психологии «Я» имеет характер субстанциональной категории. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. Я-концепция является целостным, хотя и не лишенным внутренних противоречий, образом собственного Я, выступающим как установка по отношению к самому себе и включающим компоненты: 1) когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); 2) эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; 3) оценочно-волевой —стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия и потому определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным) и др. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.

А.В. Петровский