Я — процесс
и результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий
ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и
процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — как в отношении
своего прошлого, так настоящего и будущего. В категориальной системе психологии
«Я» имеет характер субстанциональной категории. Я формируется в деятельности и
общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с
другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом
в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности.
Я-концепция является целостным, хотя и не лишенным внутренних противоречий, образом
собственного Я, выступающим как установка по отношению к самому себе и
включающим компоненты: 1) когнитивный — образ своих качеств, способностей,
внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); 2) эмоциональный —
самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; 3) оценочно-волевой —стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Я-концепция — предпосылка и следствие социального
взаимодействия и потому определяется социальным опытом. Ее
составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное
Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на
моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать),
фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо
оказалось невозможным) и др. Я-концепция — важный структурный элемент
психологического облика личности, идеальная представленность индивида в
себе, как в другом. Становление Я-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким
социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена
деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в
другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего
Я.
А.В. Петровский