АВСТРИЙСКАЯ
(ГРАЦКАЯ) ШКОЛА
— группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.),
работавших в 1880-1910-е гг. в основном в Грацком университете под руководством
философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию
экспериментальной психологии (1894) и развивавшего в теоретическом плане идеи
своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Известна
прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной
Эренфельсом проблемы целостности сознания. Именно Эренфельс ввел в
психологическую науку термин "гештальт-качество" для обозначения
целостности психического образа (т.е. несводимости его свойств к сумме свойств
составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в том
числе экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии
восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А.
ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии
познания, характерной, например, для ассоциативной психологии, к целостному
подходу, предложенному и развивавшемуся гештальтпсихологией и лейпцигской
школой, хотя представители А. ш. в целом не вышли за пределы элементаристского
способа познания. Они считали качество целостности
("гештальт-качество") - например мелодию, форму
-
еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме звуков или
зрительных ощущений как еще один новый элемент - "автоматически"
(Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта
(Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш. отсутствие
или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия
музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси). Вместе с тем, А. ш. поставила проблему иных единиц анализа сознания, нежели в
ассоциативной психологии, проблему целостнообразующих факторов и проблему
активности субъекта в построении целостного образа (что впоследствии
неправомерно игнорировалось гештальтпсихологией). А. ш. также внесла свой вклад
в разработку проблем восприятия пространства, оптико-геометрических иллюзий,
кажущегося движения, философских, гносеологических и этических вопросов.
Е.Е. Соколова