БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ (библиотечная психология) — раздел психологии, пересекающийся с библиотековедением, психологией труда библиотечных работников и педагогической психологией, направленный на изучение психологии читателя и психологии чтения. Основы Б. заложены Н.А. Рубакиным, который создал в Лозанне Международный институт библиопсихологии. Н.А. Рубакин определял Б. (ввел синоним "библиологическая психология") как "научное изучение всех психических явлений, связанных с созданием, циркуляцией и утилизацией печатной, рукописной и устной речи" (1924). Исследуя влияние устного, печатного и рукописного слова как на индивида, так и на коллектив, считал необходимым в теории книги соблюдать "примат читателя" над "приматом содержания", утверждая, что "без читателя нет книги" и "изучать надо не слова, а психологические явления, ими возбуждаемые". Опираясь на три закона, выдвинутых: 1) языковедами В. Гумбольдтом и А. Потебней: "Слово, фраза, книга есть возбудители, а не передатчики чужой мысли, чужого чувства, чужих стремлений", 2) биологом Р. Семоном - о единстве психических и физиологических явлений, 3) филологом и социологом И. Тэном - о значении расы, среды и момента как трех основных факторах, обусловливающих происхождение и эволюцию литературных явлений, - Рубакин разработал и описал основные методы и принципы библиопсихологического исследования, выдвинул главной задачей теоретической Б. "выяснение функциональной зависимости библиопсихологического восприятия от индивидуальных и социальных особенностей субъекта", прикладной Б. - "практические пути для коренного улучшения творческой работы, называемой создаванием, циркуляцией и утилизацией устного, рукописного и печатного слова".

Н.Л. Карпова