БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ (библиотечная
психология) — раздел психологии, пересекающийся с библиотековедением,
психологией труда библиотечных работников и педагогической психологией, направленный
на изучение психологии читателя и психологии чтения. Основы Б. заложены Н.А.
Рубакиным, который создал в Лозанне Международный институт библиопсихологии.
Н.А. Рубакин определял Б. (ввел синоним "библиологическая
психология") как "научное изучение всех психических явлений,
связанных с созданием, циркуляцией и утилизацией печатной, рукописной и устной
речи" (1924). Исследуя влияние устного, печатного и рукописного слова как на индивида, так и на коллектив, считал
необходимым в теории книги соблюдать "примат читателя" над
"приматом содержания", утверждая, что "без читателя нет
книги" и "изучать надо не слова, а психологические явления, ими
возбуждаемые". Опираясь на три закона, выдвинутых: 1) языковедами В.
Гумбольдтом и А. Потебней: "Слово, фраза, книга есть
возбудители, а не передатчики чужой мысли, чужого чувства, чужих
стремлений", 2) биологом Р. Семоном - о единстве психических и
физиологических явлений, 3) филологом и социологом И. Тэном - о
значении расы, среды и момента как трех основных факторах, обусловливающих
происхождение и эволюцию литературных явлений, - Рубакин разработал и
описал основные методы и принципы библиопсихологического исследования, выдвинул
главной задачей теоретической Б. "выяснение функциональной
зависимости библиопсихологического восприятия от индивидуальных и социальных
особенностей субъекта", прикладной Б. - "практические пути для коренного улучшения
творческой работы, называемой создаванием, циркуляцией и утилизацией устного,
рукописного и печатного слова".
Н.Л. Карпова