Вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О.
Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие
психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании
с видоизмененным методом интроспекции (“экспериментальное самонаблюдение”, при
котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на
каждой из стадий выполнения инструкции).
К В. ш. принадлежали немецкие психологи К. Марбе, Н. Ах, К. Бюлер, английский
психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др. В. ш. ввела в
экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение
заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы,
требующие умственных усилий, и т.п.). Было выявлено, что мышление представляет
собой психический процесс, закономерности которого не сводятся ни к законам
логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось
тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми
принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей
поиск решения установкой, которую одни представители В. ш. считали “установкой
сознания”, другие — неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от
интроспекции). В противовес общепринятым в то время воззрениям В. ш. пришла к
выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и
независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции
В. ш. обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о
безóбразном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена
операций, иногда приобретающих аффективную напряженность (чувство
неуверенности, сомнения и др.). Работы психологов В. ш. поставили ряд важных
проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими
познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее
неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При
этом, однако, мышление без образов (“чистое” мышление) неправомерно
противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и
практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при
исследовании проблем, поставленных В. ш., были получены гештальтпсихологией,
Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и их учениками. Данные, полученные В. ш.,
вызвали критику со стороны представителей других школ экспериментальной
психологии, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э.Б. Титченера,
Г.Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.
М.Г. Ярошевский