Джеймса—Ланге теория эмоций — теория, выдвинутая независимо друг от друга американским
философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком К. Г. Ланге (1880–90-е
гг.). Согласно Д.—Л. т. э., возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними
воздействиями изменениями как в произвольной
двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой,
секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями,
и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу, “мы печальны потому, что плачем;
боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся”. Если Джеймс связывал
эмоции с широким кругом периферических изменений, то Ланге — только с
сосудистодвигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов.
Т.о., периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как
следствие эмоций, объявлялись их причиной.
Д.—Л. т. э. представляла собой попытку превратить эмоции в объект,
доступный естественному изучению. Однако, связав эмоции исключительно с
телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к
потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей
функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом
упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции, например гнев, можно подавить,
если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.
Основные возражения против Д.—Л. т. э., выдвигаемые в психологии, относятся к
механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых
периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика Д.—Л. т. э. физиологами (Ч.С. Шеррингтон,
У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными.
Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения
происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не
связанных. Л.С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление
“низших”, элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме,
“высшим”, истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным,
нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.
А.Е. Ольшанникова