Дифференциальная психология [лат. differentia — различие] — отрасль психологии,
изучающая психологические различия как между
индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой
возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию эксперимента, а также
генетических и математических методов. Д. п. складывалась под непосредственным
воздействием практики — педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее
разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения
индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа. Термин «Д.
п.» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных
различий» (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А.
Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др. Основным
методом Д. п. стали тесты — сперва
индивидуальные, а затем групповые, — используемые для определения умственных
различий, а с изобретением тестов проективных — для измерения интересов,
установок, эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного
анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах,
измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются
количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. В
зарубежной психологии наибольшую известность приобрели: 1) теория двух факторов
Ч. Спирмена, согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий
для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного
вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного
творчества и т.п.); 2) мультифакторные теории (Л. Тёрстоун, Дж. Гилфорд и др.),
отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных
умственных способностей (скорость восприятия, ассоциативная память и др.). Как
бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе
не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах
на протяжении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В зарубежной Д. п. долгое время господствовало убеждение в
биологической предопределенности способностей и характера человека.
Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию
организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа
жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития
игнорировалась. В настоящее время для Д. п. характерно интенсивное развитие
новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду с
различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия
в творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, в
мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций между
психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими
— с другой. Факты и выводы, полученные Д. п., имеют важное
значение для решения многих практических задач (отбор и обучение
персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей,
способностей индивидов и др.).
М.Г. Ярошевский