Инженерная психология [фр. ingenieur — инженер, специалист в области техники] —
отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного
взаимодействия между человеком и машиной. И. п. возникла в условиях научно-технической
революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда,
важнейшими составляющими которого стали процессы восприятия и переработки
оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени. Основные проблемы И. п.: 1) анализ задач человека в системах
управления, распределение функций между человеком и автоматическими
устройствами, в частности компьютерами; 2) исследование совместной деятельности
операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; 3)
анализ психологической структуры деятельности оператора; 4) исследование
факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность
действий операторов; 5) исследование процессов приема человеком
информации, изучение сенсорного “входа” человека; 6) анализ процессов
переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения,
психологических механизмов регуляции деятельности операторов; 7) исследование
процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком,
характеристик его речевого и моторного “выхода”; 8) разработка методов
психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов
операторского профиля; 9) анализ и оптимизация процессов обучения операторов. В
процессе развития И. п. произошел переход от изучения отдельных элементов
деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения
оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной
высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.
Е.Б. Моргунов