ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество. Наиболее продуктивные направления работ по И. и. связаны с разработками экспертных систем (позволяющих работникам средней квалификации принимать решения, доступные узким специалистам), баз данных (позволяющих разными способами анализировать информацию и выбирать варианты, оценивая последствия принятых решений), исследовательских моделей (позволяющих визуализировать реальность, недоступную непосредственному наблюдению).

Работы по И. и. базируются на представлении об изоморфизме между мозгом и физическими устройствами, соответствующем единой структуре мира и единству законов природы, общества и мышления. Работы по И. и. содействуют взаимообогащению технических и психологических знаний. Так же, как А. Белл, работа которого привела к изобретению телефона, начал с изучения природы звуков и процессов слухового восприятия, так и разработчики И. и. начали с изучения природы интеллектуальных действий. Психологические знания помогали разрабатывать программы, способные соперничать с человеческим интеллектом, а реализация данных программ содействовала лучшему пониманию механизмов мышления.

На первых этапах работ по И. и. мышление человека принималось за образец, за некий идеал , созданный природой и обществом за миллионы лет эволюции и тысячелетия социального развития. В последующем, начиная с работ М. Минского и С. Пейперта, компьютерные программы рассматриваются не только как инструмент объяснения процессов мышления, но и как средство изменения и совершенствования интеллектуальных процедур.

Работы по И. и. помогли выявить недостатки, связанные с механистичностью современного мышления, и открыли перспективы его развития, связанные с уникальным характером человеческого интеллекта. Под воздействием работ по И. и. меняется понимание задач обучения. Человек должен овладевать не столько способами решения задач, сколько способами их постановки, должен уметь выбирать стиль мышления, адекватный конкретной проблематике. Мышление человека должно приобрести эпистемологический характер, т.е. быть направленным на осознание принципов работы своего интеллекта и познания его индивидуальных особенностей. Достижения в области И. и. побуждают пересмотреть понятие гения, которое Т. Эдиссон выразил через формулу: 1 % вдохновения и 99 % потения. Теперь многие трудоемкие процессы творческой работы успешнее выполнит компьютер. Очевидно, эту формулу надо дополнять многими характеристиками, включая интеллектуальную смелость, раскованность, индивидуальность. Работы по И. и. должны быть включены в систему культурных ценностей, ибо помогают добиться более глубокого понимания человеком самого себя, своей уникальной неповторимости.

В.А. Вавилов