МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 1) широкая область междисциплинарных (пограничных) исследований, предметом которых являются специфические психические акты, психологические процессы и свойства личности, связанные c музыкой и музыкальной деятельностью, а также отражение психических явлений в музыкальном языке и строении музыкальных произведений. В этом плане к М. п. относят исследования из любых дисциплинарных отраслей, содержащие соответствующую проблематику (например, из музыкознания, психологии, психоакустики, нейропсихологии, психофизиологии слуха и движения, эстетики, культурологии и др.); 2) относительно самостоятельная дисциплина с тем же предметом исследования — раздел музыкознания (прикладная отрасль психологии). Объединяет теоретические и экспериментальные исследования в рамках данной дисциплины, включая специальные работы о предмете и методах исследования М. п.

Исторически и фактически между двумя представлениями о М. п. нет четкого разграничения. В силу этого М. п. имеет размытый терминологический аппарат, слабую преемственность в постановке и исследовании многих проблем. На разных этапах своего развития М.П. испытывала сильное воздейстивие основных направлений, концепций и методов психологии: структурализма (В. Штумпф), гештальпсихологии (Г. Ревеш, Э. Курт), бихевиоризма (Р. Ландин) и др.

Как относительно самостоятельная область исследований выделилась во второй половине ХIХ в. Начало развития М. п. положила книга Г. Гельмгольца “Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки” (рус. пер., 1875), где был намечен путь соотнесения экспериментальных данных, относящихся к механизмам слуха с элементарными закономерностями музыки. Идеи Гельмгольца были развиты в трудах В. Штумпфа, М. Майера, В. Келера и др. На первых порах М. п. фактически отождествлялась с психоакустикой и психофизиологией слуха, за ней прочно и надолго закрепилось название двухтомного исследования Штумпфа (1883-1890) — «Тонпсихология».

После выхода книги Курта “Музыкальная психология” (1931) закрепляется новое общее название исследований в данной области. В 1930-е гг. происходит бурный рост исследований в области М. п., в том числе с применением экспериментальных методов. Почти каждый год выходят книги с названием “Психология музыки” — Р. Мюллер-Фреенфельса (1936), Д. Марселла (1937), К.Сишора (1938), М. Шена (1940), Ревеша (немзд., 1946, амер. — 1953). Активно разрабатываются тесты музыкальных способностей.

После Второй мировой войны на первый план в М. п. выходят проблемы музыкального восприятия. Интересы исследователей смещаются от узко-перцептивных механизмов к социально-психологическим факторам музыкальной деятельности и музыкальных способностей (работы Ландина, 1957; Мейера, 1957; Р. Франсе, 1958; П. Фарнсворта, 1959; А. Веллека, 1963; К.У. Валентайна, 1965 и др. К концу 1960-х годов в М. п. все большее внимание уделяется проблемам музыкального образования, разработке психологических основ музыкального воспитания (П. Михель, 1968, 1971; Е. Гордон, 1971 г. и др.). Начина с 1970-х гг. вновь в разных странах мира появляются обобщающие исследования и монографии c названием “Музыкальная психология(Х. де ла Мотт-Хабер, 1972; Дж. Б. Дейвис, 1978; Б. Душек, 1981; Дж. Доулинг, 1980; Д. Дьюч, 1982 и др.).

Основные направления исследований в М. п. сложились уже к концу 1940-х гг. и сохраняются до настоящего времени.

1. Разработка и обоснование предмета исследования, методов и методик, построение и обоснование базовых концепций и пр.

2. Психология музыкальных способностей — исследование психологических аспектов конкретных видов музыкальной деятельности, музыкальности, создание общей теории и типологии музыкальных способностей, проблематики музыкального таланта и одаренности, обучения музыке, онтогенеза музыкальных способностей, методик их оценки и прогнозирования и др.

3. Психология музыкального слуха — исследование ощущений (восприятия) отдельных параметров музыкального звука и звучания, строев, ладов, консонанса и диссонанса, синестезии, проблем типологии музыкального слуха, патологии и гигиены музыкально-слуховой деятельности и т.д.

4. Психология восприятия музыки как особой музыкальной активности, выявление детерминант, исторического развития музыкального слышания, типология рецептивных актов, формирование музыкальной восприимчивости, специальное применение восприятия музыки (в музыкотерапии, трудовых процессах), психология музыкального переживания, включая специфические психологические аспекты воздействия музыки на человека, направленности музыки на восприятия слушателя, социальные аспекты музыкального восприятия, психологические факторы музыкального вкуса, психологическая проблематика функций музыки и т.п.

5. Психология музыкального творчества — изучение творческого процесса в музыке (фазы, продуктивность, типология), психологических факторов художественной индивидуальности (предпосылки, формирование, типология) и др., включая психологию музыкального исполнительства.

6. Психологические аспекты музыкальных явлений —музыкального языка, формы и фактуры музыкальных произведений, стиля, жанра, взаимообусловленность и проявления движения, пространства, времени как характеристик музыки и т.п.

Относительно самостоятельные пограничные направления исследований М. п. связано с музыкотерапией и музыкальной антропологией (этномузыкознанием).

Характерной особенностью становления М. п. в России была тесная связь с музыкальной педагогикой, с практикой музыкального образования и массового музыкального воспитания. Первая в России обзорная публикация по М. п. появилась в 1887 году и принадлежала выдающемуся русскому фольклористу, композитору, музыкальному критику и дипломату П. Сокальскому (1832–1887). Этапной для развития М. п. стала монография о музыкальном слухе (1900) русского композитора и педагога С. Майкапара (1867–1938). Однако систематические исследования начались лишь в 1920-х г. в стенах ГИМНа — экспериментальные исследования восприятия музыки С. Беляевой-Экземплярской, 1923; структуры музыкально-слуховых ощущений Е. Мальцевой, 1925 и др. С 1922 г. секция М. п. (под руководством А.Ф. Лосева) работала и в Академии художественных наук (ГАХН). Уже в начале 1920-х гг. М. п. вводится в учебные планы ряда музыкальных учебных учреждений СССР.

В 1930-е гг. в Институте психологии при Академии педагогических наук была организована лаборатория специальной психологии. Под руководством Б.М. Теплова проблемами психологии музыкального исполнительства занимались музыканты А.В. Вицинский, Г.П. Прокофьев и др. В 1944–1949 гг. были записаны беседы с крупнейшими советскими исполнителями: С. Рихтером, Э. Гилельсом, Я. Флиером, Гр. Гинзбургом, М. Гринберг, Г. Нейгаузом, К. Игумновым, С. Сейнбергом и др.

1940–50-е гг. — период наиболее интенсивного исследования психологии музыкального слуха и способностей в СССР. Издание книги Б. Теплова “Психология музыкальных способностей” (1947) подводило итоги полувека развития М. п. в России. Работы Н. Гарбузова (1948 и др.) открыли совершенно новые аспекты в изучении слуха.

В конце 1960-70-х гг. на первый план выдвигаются проблемы психологии музыкального восприятия. (А. Костюк, 1968; Е. Назайкинский, 1972; В. Белобородова, Г. Ригина, Ю. Алиев, 1975; В. Медушевский (1976 и др.), которые исследуются в самом широком контексте — социально-психологическом, психолого-педагогическом, музыкально-эстетическом, психо-семиотическом, историко-культурном. В этот период происходит активное расширение проблем и направлений исследований М. п.

В последнее десятилетие в отечественной М. п. появились традиционные для западной науки обобщающие работы с названием “Музыкальная психология” А. Готсдинера (1992), В. Петрушина (1994), Г. Цыпина (1994).

М.С. Старчеус