МУЛЬТИСУБЪЕКТНАЯ ТЕОРИЯ
ЛИЧНОСТИ –
направление в психологии, рассматривающее личность индивида как многообразие
субъектных форм его существования и развитие - как становление целокупного Я индивида.
М.т.л. разрабатывается В.А. Петровским (начиная с 1971) и объединяет в себе
четыре концепции: двойственности индивидуального Я
(«Мое Я» - «Мое Ты»), надситуативной активности (надыиндивидуального «Я»),
персонализации (отраженного «Я»), универсализации (трансиндивидуального Я). В
основе М.т.л. лежит особая трактовка понятий «субъект», «субъект активности»,
«Я».
Термин «субъект» используется здесь в
значении «первопричина чего-либо», что, как показывает логический анализ
категории свободной причины, равносильно признанию за субъектом свойства «быть
причиной себя» («Личность в психологии:
парадигма субъектности», М., 1996). «Быть субъектом» - это значит: воспроизводить себя
быть автором себя самого («Феномен
субъектности в психологии личности», М., 1993),
С опорой на понятие «субъект», определяется
«субъект активности»: это такой субъект, который, воспроизводя себя,
воспроизводит также условие своего существования в мире. Последнее означает,
что субъект активности как бы расширяет «территорию» своего бытия, идя от
условий своего собственного воспроизводства, к условиям воспроизводства этих
условий и т.д. и т.п. В той мере, в какой другие субъекты (реальные или
идеальные) выступают условием собственного существования субъекта в мире, они
также втягиваются в орбиту воспроизводства. Так если S1 – субъект активности, S2 – субъект активности,
образующий условие существования первого субъекта, S3 – условие существования S2 и т.д., то обнаруживается
следующая логика приобщения к первому субъекту других субъектов в цепи
воспроизводства условий его существования: S1 « S2, (S1 « S2) «S3, ((S1 « S2) « S3) « … Таков, в М.т.л., логический механизм
мультипликации субъектов активности, образующих личность. Термин «Я», используемый в
М.т.л. означает - «субъект в саморефлексии». «Я» обладает
особым онтологическим статусом: это - идея себя, присущая субъекту («идеи» не
только отражают, но также - и порождают объекты, предваренные ими). «Я» есть единство, непрестанный взаимопереход субъективного
(созерцание, мысль, переживание) и объективного (созерцаемое, мыслимое,
переживаемое); субъектного (Я-рефлектирующее, действующее) и объектного (Я как
объект рефлексии, объект действия) аспектов бытия индивида.
Применительно к субъекту активности, его «Я» рассматривается как заключающее в
себе отношение к другим субъектам (другим «Я»), присутствующим в его саморефлексии.
В концепции двойственности индивидуального Я
выделяются два его полюса: «Мое Я», образованное субъектным и субъективным
аспектами Я, и – «Мое Ты», образованное объектным и объективным аспектами Я. Иначе говоря, «Мое Я» - это Я как «субъект обращения к
кому-либо», а «Моё Ты» - это Я «как тот к кому обращается «Моё Я». В некотором
смысле «Моё Ты» это «тот», к кому обращаешься в пустой комнате. «Мое Я» и «Моё Ты» - едины, не могут быть отчуждены друг от друга, они
обращены друг к другу, однако при этом - нетождественны. Попытки
объективировать «Мое Я», свести его к «Моему Ты», как показывают эксперименты,
вызывает сопротивление индивида, проявляющегося в отказе от первоначальных
представлений о себе в пользу изменения исходного образа «Я». В феномене
нетождественности «Моего Я» и «Моего Ты» реализуется идея Я как уникального,
неповторимого субъекта активности.
Вторая концепция - надситуативной активности
индивида - имеет своим предметом надындивидуальное Я.
Здесь рассматриваются феномены полагания индивидом своего Я за пределы
освоенного и познанного. Реализуя данную форму субъектности, индивид как бы
преодолевает себя, поднимаясь «над ситуацией». Основу подобных актов образует
собственная динамика деятельности, фонд новых возможностей («могу») как
источник новых побуждения к действию («хочу»). Стимулом к проявлению
надситуативной активности являются воспринимаемые индивидом ограничения поля
возможной деятельности, непредрешенность ее результатов. В разные годы (начиная
с 1971 года) В.А. Петровским и его сотрудниками экспериментально исследованы
такие формы надситуативной активности как «влечение к краю» (тенденция
индивидов действовать вблизи пространственного маркера границы), «бескорыстный
риск», превращение в том числе нетворческой
деятельности в творческую, непрагматический отказ от подсказок, «презумпция
существования решения» и пр. Получены экспериментальные подтверждения того, что
надситуативная активность образует ядро одаренности личности (независимо от
сферы проявления одаренности; совместные исследования с В.Г. Грязевой и Н.М.
Маркиной, 2003). Осуществляя ситуативно-избыточное преодоление внешних и
внутренних ограничений, личность раскрывает себя как субъект, бросающий вызов
ситуации, оспаривающий непредрешенность ее исходов (принцип «активной
неадаптивности» Я). В актах надситуативного поведения реализуется
представленная в культуре идея Я как свободного субъекта, трансцендирующего
границы заданного («Психология неадаптивной
активности», М., 1992).
В третьей концепции - персонализации индивида
- рассматриваются феномены идеальной представленности и продолженности Я
индивида в других людях, - феномены отраженной субъектности. «Безличны»
те, кто, подобно «нейтрино», проходят сквозь толщу общения с другими, не
оставляя «следов», не производя «вкладов» - значимых изменений в жизни других
людей. Как личность индивид отражается в жизни других, присутствует в
них за пределами ситуации непосредственного общения (В.А. Петровский, 1981). Выделяются такие формы отраженной субъектности индивида, как
«значимый другой» (субъект ситуативного влияния), «идеальный другой»
(«интроект», с которым возможно внутреннее общение), «претворенный другой»
(не-диалогическое присутствие человека в человеке). Проявления инобытия
человека в человеке зафиксировано эмпирически посредством метода отраженной субъектности (В.А. Петровский, 1984). Так, при актуализации идеальной представленности одного индивида в
другом у последнего могут наблюдаться изменения уровня креативности, риска,
характер фрустрационного реагирования, пороги возникновения иллюзий в
перцептивной сфере, Я-концепция и др.). Удается разделить
ситуативно-ролевое и индивидуально-специфическое влияние в составе отраженного
Я, прослеживая при этом «надситуативные взаимодействия» «на территории» Я
другой личности. Выделяются потребность и способность индивида «быть
личностью», - персонализироваться в других (А.В. Петровский, В.А. Петровский,
1982); кризисы развития личности рассматриваются при этом как результат
неперсонализированности (неаутентичности «присутствия») человека в человеке,
несовпадения его потребности и способности «быть личностью» (В.А. Петровский,
1983, 1984; А.В. Петровский, 1985). Воплощая себя в других людях, индивид
реализует представленную в культуре идею Я как «субъекта деяний» (для некоторых
людей – это идея «земного бессмертия»).
В четвёртой концепции - универсализации
индивида - раскрывается феноменология трансиндивидуального Я, анализируются
условия становления личности как особой целостности, интегрирующей в себе
различные «Я» индивида. Индивид изначально не является целостным – целокупным -
субъектом активности; кроме того, не всё в индивиде «субъектно», не обо всём он
мог бы сказать «Я». За этим утверждением вырисовывается критика принципа
«предустановленной гармонии» (Лейбниц), шире - «постулата сообразности»
(адаптивности, телеологической предопределенности) поведения и сознания
индивида (В.А. Петровский, 1975). Вопреки стихийно сложившимся и господствующим
в психологии взглядам, не существует никакой, якобы изначально присущей
индивиду «Цели», объясняющей внешние и внутренние проявления его активности
(хотя в истории культуры было немало попыток указать подобные «Цели»:
наслаждение, равновесие, польза, успех и др.). Применительно к человеческому
поведению и феноменам сознания поэтому далеко не
всегда приложимы вопросы «зачем?», «ради чего?» (хотя в этих случаях остаются
вполне приемлемыми вопросы «почему?», «из-за чего?»). Жизнь
человека (витальность, деятельность, общение, самоосуществление) – поле
проявления активности различных субъектов, сосуществующих в нем; изначально в
нем нет какого-либо верховного субъекта, подчиняющего себе всех остальных,
распоряжающегося процессами жизнедеятельности в целом; индивид – это множество
локальных «Я», локальных субъектов, способных не только содействовать, но и
противоречить, противодействовать друг другу. Совокупность субъектов,
образующих личность, в процессе ее развития превращается в целокупность, -
единство в многообразии субъектов, олицетворяющих индивида, единомножие его
«Я». При этом рождается всеобщее, трансфинитное («актуально-бесконечное») Я.
Продвижение к этому идеалу подразумевает моделирование («проигрывание»)
индивидом особенностей поведения субъектов, «живущих» в нем и вне его, а также
построение сложных «эго-систем», совместно принимающих решения. В рамках
концепции универсализации интерпретируются, таким образом, факты
«иррационального» поведения людей (В.А. Петровский, 2000), разработана
метаимпликативная модель состоятельности личности в процессе выбора и, в
частности, импульсная модель экзистенциального выбора (В.А. Петровский, 2002).
Обретение всесторонней субъектности и субъектной целостности индивида,
составляет культурно задаваемый идеал развития его как личности, реализует в
себе идею Я как «совершенного субъекта» активности.
В.А. Петровский