ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ — отрасль психологии, предметом которой является рассмотрение развития психологической науки в ее зависимости от политической конъюнктуры, складывающейся в обществе. Предмет исследования маргинален. С одной стороны, это история науки, с другой – гражданская история (в частности история культуры). П. и. п.. может быть вычленена далеко не во всех общественных устройствах. Она становится предметом изучения, когда историк обращается к развитию психологической мысли в государствах тоталитарного и посттоталитарного типа. В других социальных общностях нет оснований говорить о П. и. п.., поскольку, к примеру, президентские перевыборы, приход к власти политической партии, победившей партию, конкурировавшую с ней (лейбористы после консерваторов, консерваторы после лейбористов в Великобритании, республиканцы после демократов, демократы после республиканцев в США и т.п.), изменяя политическую конъюнктуру в обществе, не оказывают влияния на развитие научной мысли. Протовоположная ституация складывается, как это известно, в Германии эпохи “третьего рейха”, Китайской Народной Республике до и во время “культурной революции”, СССР с середины 1920-х гг. и др. Развитие психологии в России в ХХ в. приобрело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась версия об “особом пути” марксистской психологии как “единственно верной” отрасли знания. На этот путь она вступила в начале 1920-х гг. и на протяжении нескольких десятилетий не имела возможности свернуть с него. До октябрьского переворота у российской психологии, имевшей существенно значимые естественнонаучные традиции и примечательные философские разработки, не было принципиальных отличий от развития науки на Западе, отсутствовал какой-либо изоляционизм. Были все основания рассматривать отечественную науку как один из отрядов мировой научной мысли. Движение по “особому пути” привело в 1930–50-е гг. к репрессированию психологической науки (разгром педологии, психотехники), застою в разработке теоретических проблем психологии, отказу от использования диагностических методов при изучении психики и личности человека, существенному торможению разработки прикладных отраслей психологии, а также социальной психологии и психологии личности. В конце 1940 – начале 1950-х гг. реальной была угроза замены психологии физиологией высшей нервной деятельности и возможного объявления психологии “псевдонаукой” или “лженаукой”. Возрождение психологической науки в России, начиная с конца 1950-х гг. и до настоящего времени, – результат постепенного отказа от тоталитарных методов руководства наукой со стороны партийных органов, деидеологизации ее теоретических основ. Только с начала 1990-х гг. психология в России сворачивает с “особого пути” развития и вновь становится одним из отрядов мировой психологической науки. Все это прямой результат тех изменений, которые произошли в политической и экономической структуре общества в т.н. перестроечный и постперестроечный периоды. Есть основания считать, что аналогично предложенному А.В. Петровским (2000) подходу к истории психологии возможна разработка политической истории философии, педагогики, филологии, юриспруденции и даже ряда естественных наук.

А.В. Петровский