ПСИХИЧЕСКОГО КАК ПРОЦЕССА КОНЦЕПЦИЯ — теория, разработанная С.Л.
Рубинштейном и его учениками (А.В. Брушлинским и др.) в развитие теории И.М.
Сеченова и раскрывающая основной способ существования психического. Психическое
существует прежде всего как процесс – живой, предельно
пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому
формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты
(психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи
и т.д.). Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во
времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия
(деятельности, общения и т.д.) индивида с внешним миром, и, следовательно, само
непрерывно изменяется и развивается, все более полно
отражая эту динамичность окружающей действительности, участвуя в регуляции всех
действий, поступков и т.д. Так, мышление – это анализ, синтез, обобщение
условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном
процессе образуются прерывные умственные операции (логические, математические,
лингвистические и т. д.), которые мышление порождает, но к которым не сводится.
Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности
(с мотивацией, способностями и т.д.). На каждой данной стадии своего
психического развития человек осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже
сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и
способностей происходит на последующих стадиях мыслительного процесса. При этом
мышление, восприятие и т.д. формируются преимущественно неосознанно
(бессознательно). Однако на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и
т.д. человек в значительной степени осознанно регулирует протекание этих
процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает
непрерывность психического как процесса. Эта непрерывность проявляется в тесной
взаимосвязи познавательного и аффективного компонентов любого психического
акта. П. к. п. к. раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку
психика людей проявляется и формируется в деятельности.
А.В. Брушлинский