ПСИХОЛИНГВИСТИКА – наука, изучающая процессы
речеобразования, а также восприятия и формирования речи в
их соотнесенности с системой языка (А.А. Леонтьев);
цель которой – описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического
феномена (включая овладение и пользование как первым,
так и вторым языком) с учетом сложного взаимодействия множества внешних и
внутренних факторов при изначальной включенности индивида в
социально-культурные взаимодействия (А.А. Залевская). Существуют и другие
определения. Термин «П.» наполняется разным смыслом в зависимости от того, об
отечественных или зарубежных исследованиях идет речь, о середине ХХ в. или о современности, какие
методологические представления положены в основу исследований. Разнообразие
психолингвистических исследований таково, что термин «П.» предлагается считать
собирательным названием для различных теорий (Е.Ф. Тарасов). П.
возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду
практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный
с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение
родному, а особенно – иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и
вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы
речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств
массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная
психология и криминалистика, например опознание людей по особенностям их речи;
проблемы машинного перевода, речевого ввода информации и т.п.). Вместо традиционного для лингвистики разделения языка и речи П.
вводит ряд понятий: языковая система (словари и грамматика), языковые
представления (индивидуальные языковые системы), чувство языка (чувство
соответствия языковой формы и содержания на данном языке); языковой материал
(совокупность произнесённых и написанных текстов), языковой механизм
(психофизиологическая организация речи), языковая способность (комплекс
психологических предпосылок к овладению языком). Разрабатывая модели
речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, П.
проверяет их путем психологических экспериментов; т.о., будучи по предмету
исследования близка к лингвистике, по методам П. ближе к психологии. В П. применяются такие экспериментальные методы, как ассоциативный
эксперимент, метод «семантического дифференциала» и др. Термин «П.» вошел в
научный обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим
назв. (под ред. Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике
П., развивались еще в нач. 1930-х гг. Л.С. Выготским. Его ученик А.Р.
Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к П. по предмету и
задачам, но ориентированной в основном на диагностику и лечение различных видов
афазии. К числу непосредственных предшественников П. в нашей стране
относятся А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Б.Г. Ананьев, А.Н. Соколов и др., в
лингвистике – Л.В. Щерба. Развитие собственно П. в России началось с сер.
1960-х гг.; в номенклатуру ВАК П. официально вошла с
А.А. Леонтьев, Е.Ф. Тарасов, С.А. Шаповал