Психология науки — отрасль, изучающая психологические факторы научной
деятельности с целью повышения ее эффективности. П. н. трактует эти факторы,
исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного
производства, продукты которого отображают реальность в эмпирически
контролируемых логических формах. Поэтому область П. н. неразрывно связана с
другими областями комплексной “науки о науке” — науковедения (логика науки,
организация науки, экономика науки, этика науки). С этих позиций преодолевается
индивидуалистический подход к творчеству ученых, которое во всех его аспектах
(интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и др.) рассматривается в его
обусловленности объективными законами развития науки, ее исторически изменчивыми структурами —
предметно-логическими и социальными. П. н. исследует
психологические механизмы производства научных знаний в условиях индивидуальной
и коллективной деятельности, разрабатывает проблемы психологической подготовки
научных кадров, диагностики формирования соответствующих личностных качеств и
установок, возрастной динамики творчества, анализирует психологические аспекты
научных коммуникаций, восприятия и оценки новых идей, автоматизации
(компьютеризации) исследований и др. Одним из разделов П. н. является
социальная психология науки, изучающая деятельность, общение и межличностные
отношения ученых в организациях и коллективах различного типа, как имеющих формальный (юридически узаконенный) статус, так и
неформальных. К последним относятся, в частности,
научная школа и “незримый колледж” (объединение ученых, работающих в различных
учреждениях и общающихся между собой путем использования личных контактов —
устных и письменных).
М.Г. Ярошевский