ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики и личности. Развитие может рассматриваться как в онтогенетическом, так и в филогенетическом аспектах, однако традиционно П. р. в большей мере сосредоточивается на первом из них. Ее возникновение принято связывать с именем Ст. Холла, основавшего в 1880-е гг. одну из первых в США психологических лабораторий. Он первым предпринял систематическое изучение возрастных особенностей детей и подростков, используя в качестве основного метода исследования опросники. Позднее он включил в орбиту своего рассмотрения и процессы инволюции (обратного развития), связанной со старением. Таким образом, он очертил основную область исследований П. р.

В американской традиции П. р. практически отождествляется с возрастной или – более узко – детской психологией. В России проблемы П. р. находят отражение в педагогической психологии, изучающей закономерности обучения и воспитания. В Европе она охватывает более широкое поле исследований, особенно благодаря работам Ж. Пиаже и его школы, создавшим особое направление – генетическую эпистемологию. В рамках этого направления изучаются общие закономерности развития познания, как в онтогенезе, так и в ходе человеческой истории.

В отечественной науке П. р. лишь недавно выделилась в относительно самостоятельную отрасль, однако исследования в этой области составляют одно из стержневых направлений в психологии, начиная с первой четверти XX в. Их разработка неразрывно связана с решением проблем как детской, так и общей психологии. Необходимость изучения психических процессов в их развитии и становлении стала одним из методологических принципов культурно-исторической теории, развитой Л.С. Выготским и его школой. Это нашло свое отражение уже в самих заглавиях работ: «Развитие высших психических функций» (Выготский), «Проблемы развития психики» (А.Н. Леонтьев), «Развитие произвольных движений» (А.В. Запорожец), «Психология развивающейся личности» под ред. А.В. Петровского и др.

Центральной для П. р. является проблема факторов, определяющих психическое развитие. Она выступает в разных формах: как соотношение роли биологических и социальных факторов, среды и наследственности, обучения и созревания, движущих сил и условий развития и т.п. Другой важнейший вопрос, неизбежно встающий перед любым исследователем, работающим в области П. р., – это вопрос о стадиях развития, о закономерностях их смены и, в связи с этим, – о периодизации психического развития и развития личности. Значительное внимание уделяется изучению специфики развития человеческой психики в сравнении с психикой животных. В кросс-культурных исследованиях, приобретших особенно большую популярность в последние годы, исследуется зависимость хода психического развития от культурно-исторических и социальных условий. Ведутся дискуссии вокруг проблемы соотношения психического развития и развития личности. Изучается соотношение общевозрастных и индивидуальных закономерностей психического развития, генетической и функциональной линий развития. Многообразие проблем, стоящих перед П. р., приводит к ее все более тесному взаимодействию со смежными областями: общей, сравнительной, дифференциальной, клинической психологией, психогенетикой, социобиологией, антропологией, этнографией и др.

А.Л. Венгер